Журнал для фармацевтов и провизоров Выходит с 2000 г.

Детские истерики в аптеке

№ 11 | (стр. 18)
-
Нравится
0
Детские истерики  в аптеке
Разбирая ваши письма, я наткнулась на два похожих вопроса и решила ответить на них на страницах журнала. Итак, Марина, работник первого стола из города Курчатова, пишет: «Вынуждена была взять ребенка с собой на работу, через некоторое время он закатил истерику. Что делать? Бросать покупателя и бежать успокаивать?» И второй вопрос – от Надежды Викторовны, первостольника из Москвы: «Ребенок закатывает истерику в торговом зале, пока я консультирую его мать. Она справиться с ребенком не может, срывается, кричит. Пожилой покупатель начинает гневно стыдить мать. Что делать?»
Ирина Кравчук, практический психолог,
консультант по управлению, бизнес-тренер

Неконтролируемая реакция

Надо понимать, что детские истерики говорят не только о недостатках воспитания, но и о физиологическом состоянии нервной системы ребенка, когда имеется преобладание процессов возбуждения над процессами торможения. То есть детская истерика – это неконтролируемая эмоциональная реакция, которая имеет свои причины. Их много, но мы разберем лишь те, которые соответствуют нашим двум случаям. Я выбрала четыре основных, которые, на мой взгляд, нам подходят:
1.    Голодная истерика.
2.    Истерика гиперактивного ребенка.
3.    Истерика эмоциональной/интеллектуальной усталости.
4.    Истерика как способ привлечь внимание.

Голодная истерика

И в первом, и во втором случае так может выражаться резкое падение уровня глюкозы в крови. Дети до 5 лет вообще очень плохо переносят состояние голода. В первом случае мама могла оставить ребенку что-то перекусить, а ему этого было недостаточно или он не смог взять сам, так как находился в непривычных для себя условиях. Во втором случае мама зашла в аптеку по дороге домой после прогулки, и ребенок уже изрядно проголодался.
Решить проблему могут снеки, которые всегда есть в аптечном ассортименте. Но важно помнить, что во время любой истерики не надо давать детям сладости или соки: они вызовут резкий подъем сахара в крови и только усилят истерику.

Истерика гиперактивного ребенка

Гиперактивные дети не могут сидеть на одном месте. Возможно, в первом случае мама велела такому ребенку сидеть за столом в подсобном помещении и рисовать. Сидение на одном месте у гиперактивных детей вызывает перенапряжение и, как следствие, истерику. Для такого ребенка надо брать с собой что-то, что позволит ему хоть немного, но двигаться (например, мелкие игрушки, с которыми можно играть на столе и ходить вокруг него).

Истерика эмоциональной/интеллектуальной усталости

Причина такой истерики – обилие впечатлений, с которыми нервная система ребенка не справляется. Оставаться без маминого внимания долгое время в новом месте, общаться с незнакомыми людьми, может быть, получать замечания – очень тяжело для малыша. Во втором случае мама, перед тем как прийти в аптеку, могла отвести ребенка на несколько мероприятий сразу (подготовка к школе, кружки, детская площадка и т. п.).
Поддержите мать, скажите ей, что ничего страшного, малыш просто устал, и постарайтесь обслужить побыстрее. Можно сказать ребенку: «Я вижу, что ты очень устал и тебе тяжело терпеть. Еще минута – и мама вернется к тебе». Если возмущается очередь, можно обратиться к людям со словами: «Товарищи, ребенок просто устал, давайте все успокоимся и проявим понимание».

Истерика как способ привлечь внимание

Справляться с такой истерикой сложнее, это требует времени и непосредственного материнского участия. И все же ситуация разрешима. Причины, по которым ребенок привлекает внимание матери, следующие:
1. Отчаяние от того, что взрослые его «не слышат», а ему страшно, больно, грустно, скучно, плохо и т. п.
2. Отчаяние от того, что что-то не получается.
3. При травле в школьном коллективе ребенок может не рассказывать об этом, а реагировать истериками вне стен школы: дома, в магазине или аптеке.
4. Злость на отказ у малышей до трех лет.
5. Если ребенку уделяют мало внимания, то, чтобы привлечь к себе внимание и получить хоть какую-нибудь эмоциональную реакцию родителей, даже негативную, он устраивает истерику. Обычно это происходит в людных местах – там, где маме с папой будет стыдно, неудобно и сложно отказать во внимании.
В нашем первом случае ребенку, скорее всего, не хватает эмоционального контакта с матерью. Она слишком сосредоточилась на работе. Нужно «закрыть» эту его потребность.

Как реагировать на детскую истерику, чтобы не травмировать ребенка?

Первое: отпустите покупателя, а очередь попросите о понимании.
Второе и главное: ребенку в истерике нужна спокойная и доброжелательная мать! Ни в коем случае не ругайте малыша, не кричите на него и не критикуйте: «Я же тебя просила… Как тебе не стыдно… Ты же мне обещал вести себя хорошо!» Не сравнивайте с послушными детьми. Не навешивайте ярлыков: плакса, ведешь себя как девчонка и т. п.
Третье: обнимите и приласкайте ребенка, объясните ему, что с ним происходит: «Ты расплакался, потому что тебе не хватает моего внимания. Прости, я буду внимательней, буду чаще заглядывать к тебе». Посидите с ним, обнявшись, подождите, пока он успокоится. Сделайте ему чай. Отпустите очередь. Возьмите технический перерыв на 15 минут, побудьте с ребенком.
Чтобы не допускать истерик, практикуйте ритуалы любви. Зная, что малыш будет находиться в режиме дефицита вашего внимания, каждые полчаса находите время для него. Также, проходя мимо за ЛС для очередного покупателя, задержитесь, нежно дотроньтесь до его плеча, посмотрите в глаза ребенка с любовью, поцелуйте макушечку, спросите его: «Ты тут как?», «Вау, как красиво ты нарисовал!», «А что это?», «Ух ты!» – и т. п.
В нашем втором случае, возможно, пожилой покупатель показывал ребенку «козу» или корчил ему рожицы, словом, играл «в дедушку», а тот испугался и отреагировал истерикой. Покупатель тоже испугался и стал «наезжать» на мать. В этом случае первостольнику нужно действовать по тому же алгоритму, что и в случае с истерикой усталости, о которой я уже рассказала.
Желаю всем успеха и, конечно же, жду ваших писем с вопросами!

Зарегистрируйтесь сейчас и первыми читайте все самое актуальное и интересное на сайте Для вас:
  • экспертное мнение кандидатов и докторов наук
  • консультации юристов
  • советы бизнес-тренеров
  • подборки статей по интересующим вас темам