Журнал для фармацевтов и провизоров Выходит с 2000 г.

Сказочный Мавераннахр

№ 5 | (стр. 82)
-
Нравится
10
Сказочный Мавераннахр
Эх, слетать бы в Австралию… Дорого. Можно на дачу поехать… Не хочется. Хочется, чтобы и недорого, и красиво, и покушать вкусно. И чтобы тебе не в кошелек, а в глаза заглядывали, и улыбались чтобы не из вежливости, а от души…
Есть такое место! Попасть туда можно без визы и турагентства. Там совершенно безопасно, а ходить и ездить позволено везде и всюду.
СТРАНА МАСТЕРОВ
Мавераннахр когда-то слыл богатейшей страной, где дороги устланы коврами, а верблюды носят золотые погремушки. Ну, ковры не ковры, а подивиться есть на что.
 Самарканд поражает вычурным великолепием. И хотя отреставрированная глазурованная облицовка выглядит бледнее древних оригиналов, причудливый орнамент завораживает, а сцена охоты на львов совсем не характерна для ислама. Карабкаемся на минарет по крутым ступеням, чтобы с высоты птичьего полета окинуть взглядом этот легендарный город, увидеть обезглавленную башню жены Тамерлана, посмевшей, пока муж отсутствовал, построить башню выше его собственной. Грозный владыка не захотел наказывать любимую супругу, но поставил ее на место.
– А это лестница отпущения грехов. Если количество ступенек по пути в мечеть и на обратном пути совпадет, то... – экскурсовод загадочно улыбается и отходит в сторонку.
 Мы послушно считаем ступени, лихорадочно соображая, в чем здесь подвох.
– Праведники такой ерундой не занимаются, – пожимает плечами гид.
 В музее я застываю перед расписанными нежными узорами китайскими чашками I века.
– А это древнейший контрафакт, – улыбается гид. – Через город проходил Великий Шелковый путь, вот и приспособились местные умельцы лепить подделки.

Где вы найдете санаторий в недрах соляной пещеры, школу в дупле тысячелетнего чинара? Только в Ургуте.

ПРЫЖОК В ПРОШЛОЕ
Бухара не так роскошна и ярка, как Самарканд, но ее мощные стены и булыжные мостовые дышат историей. Кажется, что идешь по грани времен и один неверный шаг может легко забросить в прошлое. Как и в старину, чеканщики звонко стучат молоточками, выбивая на подносах и кувшинах затейливые узоры; облаченный в чапан кузнец, хитро подмигивая черным глазом, закаляет кинжал; ювелир колдует над изумительными по красоте сережками в виде полумесяцев.
 А золотое шитье? Просто невозможно удержаться от искушения купить себе шитый фантастическими золотыми узорами бархатный ковер или чапан. А резные шкатулки? А чайные сервизы с пиалами с хлопковым узором или ковры ручной работы?
 Башня смерти. Гиды говорят, что с нее сбрасывали провинившихся наложниц, а местные жители только усмехаются таким байкам – это просто минарет, правда, древний, который не захотел разрушать даже Тамерлан. В узорах гробницы Саманидов запуталось солнце, поэтому она меняет свой цвет в течение дня от розового до темно-серого.
 Дворец бухарского эмира построен на контрастах – Восток и Запад слились в нем воедино. Похожие на поросят львы, призванные подражать Петербургу, где побывал эмир, мирно дремлют у подножия лестниц, а выстроенная в западном стиле беседка с растительным орнаментом стыдливо прячется в куще деревьев.

ПАМЯТЬ ГЕНОВ
Еще древнее и таинственнее Хива, особенно вечером. И не нужно ехать в охваченную войной Сирию или крайне исламизированный Иран – здесь памятники, включенные в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, на каждом шагу!
 А еще есть горный Коканд, где во дворце его последнего хана Худояра можно выбрать антикварные вещицы, которые для музея не представляют особой ценности, но несут в себе память о прошлом.
Шахрисабз – родина эмира Тимура. Отсюда он отправился покорять мир. Мы бродим по древним развалинам, я прикасаюсь к старому резному столбу и в какой-то момент абсолютно ясно вижу его только что вышедшим из-под ножа резчика. Столб одуряюще пахнет смолой, и пальцы ощущают его шершавую, еще не отполированную поверхность, слышен звонкий женский смех. Вспышка озарения гаснет, передо мной опять развалины. Может, это память генов, и этот столб вырезал мой предок?

ЧУДЕСА ПРИРОДЫ
Безжизненные жаркие пустыни здесь сменяются снежными горами, полноводные реки – пересохшими руслами, заповедники и национальные парки – каменистыми плато или дикими зарослями.
 Горы Узбекистана не так высоки, как Кавказские, но очень живописны и полны неожиданностей. Вот если мотор на горной дороге заглушить, куда машина поедет: вверх или вниз? По логике – вниз, но есть такое место, где логика не работает и машина почему-то ползет вверх.
 Еще здесь есть огромный камень-скала с отверстием – кто видит в нем кольцо, кто сердце, кто сцепившихся в схватке животных. И каждому будет то, что он увидит. А где вы найдете санаторий в недрах соляной пещеры, школу в дупле тысячелетнего чинара? Только в Ургуте. Школа, правда, небольшая, человек на 10–12, но со скамьями и столом для учителя.

КУЛИНАРНЫЕ ШЕДЕВРЫ
Узбекская кухня великолепна. Обед начинается с разминки: чай, изюм, миндаль и писта. Потом идет плов, который в каждом городе готовится по-своему. За пловом следуют блюда из новорожденных ягнят, сочные манты, нежнейшие пикантные шашлыки, машевая каша с мясом, самса, которую зачем-то макают в холодную воду, соленые овощи. Потом «правильные» пельмени: их варят на пару и кладут в готовый овощной суп. Между делом – медовые дыни, арбузы, виноград или что-то еще. Кофе и выпечка. В конце опять чай.
Вкуснее всего готовят не в ресторанах, а в невзрачных чайханах, где вас еще и окурят дымящимися углями с травами, которые отгоняют все беды и болезни. Но такие места можно найти только с помощью местных жителей. Мы самый вкусный плов ели в придорожном кафе, где во дворе под столами бродили индюки с курами, а во внутренних покоях на коврах с горами подушек возлежали состоятельные узбеки. Но плов-то всем накладывали из одного казана!
Много вкусностей можно найти на базарах, особенно осенью. Только надо уметь выбирать и торговаться. Делается это так: с умным видом нюхаем специи на прилавке и морщим нос. Тогда нам предлагаются специи откуда-нибудь из мешка, а потом и вовсе – из-под прилавка. Вот эти, последние, и будут качественными. А заявленную цену смело делим на три, потом двигаемся с двух сторон к середине.

Самый вкусный плов мы ели в придорожном кафе, где во дворе под столами бродили индюки с курами, а во внутренних покоях на коврах с горами подушек возлежали состоятельные узбеки. Но плов-то всем накладывали из одного казана!

РОСКОШЬ ОБЩЕНИЯ
  У пожилых узбеков сохранились теплые воспоминания о Советском Союзе, которые они передали детям. Поэтому сегодня к россиянам здесь относятся очень хорошо, и многие говорят по-русски. Выпускники российских вузов даже создают особые братства и периодически устраивают встречи.
 В приватной беседе вам непременно посетуют на Горбачева, который развалил такую замечательную страну, на своего президента и, конечно, на коррупцию. Вам искренне позавидуют: ведь вы, везунчик, родились и живете в богатой и свободной России. Не жалуйтесь на жизнь и на кризис. Здесь этого все равно никто не поймет.
 Если пригласят в гости, не отказывайтесь. Идите и будьте уверены: на стол хозяева выставят все самое-самое, что имеют, даже если потом им придется голодать. И не удивляйтесь, что чая в вашу пиалу каждый раз наливают всего по паре глотков. Это традиция: чем больше уважения, тем меньше доза. Зато неторопливая, задушевная беседа о жизни потечет бесконечно длинной рекой…
 Вот такая есть сказочная страна – когда-то Мавераннахр, а сейчас Узбекистан. Жить в ней не хочется: страна бедная и режим сложный. Но часть моего сердца и друзья останутся там навсегда…

У пожилых узбеков сохранились теплые воспоминания о Советском Союзе, которые они передали детям. Поэтому сегодня к россиянам здесь относятся очень хорошо, и многие говорят по-русски.
Зарегистрируйтесь сейчас и первыми читайте все самое актуальное и интересное на сайте Для вас:
  • экспертное мнение кандидатов и докторов наук
  • консультации юристов
  • советы бизнес-тренеров
  • подборки статей по интересующим вас темам