Журнал для фармацевтов и провизоров Выходит с 2000 г.

Упадок сил или пора к врачу?

№ 3 | (стр. 50)
-
Нравится
0
Упадок сил или пора к врачу?

По прогнозам ВОЗ, к 2030 году на второе место в мире среди причин потери трудоспособности выйдет депрессия! И Россия – одна из стран, в которых уровень заболеваемости депрессией очень высок.

ГРИГОРИЙ МИХАЙЛОВИЧ УСОВ, Д.М.Н., ПРОФЕССОР КАФЕДРЫ ПСИХИАТРИИ И МЕДИЦИНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ ОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Беседовала Мария Трофимова

Но для начала – хорошая новость: согласно статистике, в XXI веке жители России все меньше стесняются обращаться к врачу по поводу психологических проблем. Раньше-то, если помните, это было совершенно не принято, и каждый сам нес свой крест, скрывая его и не надеясь на помощь специалиста.

– Григорий Михайлович, расскажите, пожалуйста, как отличить лень и дурное расположение духа от депрессии? Когда пора беспокоиться?
– Например, когда сниженное настроение длится не час-два, а недели и месяцы. Когда человек утрачивает способность получать удовольствие от того, что ему всегда нравилось. А еще когда происходит замена привычных источников радости на еду и алкоголь. Которые, конечно, являются антидепрессантами, но, к сожалению, с очень коротким эффектом. То есть организм пытается помочь себе сам, но последствия такой «помощи», как правило, неприятные, что еще больше ухудшает настроение.

  – Получается, внешние проявления депрессии – это когда человек перестал хоть чему-то радоваться и все время что-то жует или выпивает?
– Не все так просто. Существует научный термин «маскИрованная депрессия». То есть люди чувствуют дискомфорт, но обращаются к врачам по другим поводам. Обычно – к терапевтам, неврологам и кардиологам, потому что у 40–50 % пациентов с депрессией данное состояние сопровождается чувством физического недомогания. При легкой депрессии эти жалобы (головные боли, боли в сердце и т. п.) могут выходить на первый план, скрывая плохое настроение. И тут есть опасность, что пациента будут лечить только от проблем с сердцем или позвоночником, не вникая в его душевное состояние. Хотя прописать антидепрессанты и при этом не оказывать никакой психологической поддержки – тоже малоэффективно.

  – Еще тем, кто чувствуют постоянную усталость или потерю интереса к жизни в целом, иногда говорят, что у них вегетососудистая дистония…
– Такого диагноза на самом деле не существует. Обычно так врачи обозначают для себя пациента с жалобами на здоровье, не имеющими объективного подтверждения. Во многих случаях за этим скрывается депрессия или тревожные расстройства.

  – То есть, поскольку все мы очень разные, есть типы личности, которые в группе риска на предмет появления депрессии?
– Например, тревожные люди. И хотя понятно, что тревога живет внутри каждого из нас, тут дело в ее степени. Еще в группе риска так называемые «избегающие» личности – те, кто бегут от любых проблем. А также перфекционисты, у которых все по списку и по порядку, а то, что в эти рамки не встраивается, выбивает их из колеи.
Значение имеет и наследственность. И очень негативно сказываются на нашем состоянии тяжелые условия труда, связанные с большими психологическими нагрузками.

  – Это то, что принято называть «выгоранием на работе»?
– Считается, что «выгорание» – это доболезненное состояние, которое имеет хронический характер и может сильно повышать предрасположенность к депрессии. То есть человек интенсивно работает в трудных условиях при отсутствии поощрения и удовлетворения от сделанного. Что в итоге приводит к заболеванию.

  – Но, например, когда у человека случится горе или его постигнут крупные неудачи, будет странно, если это не испортит ему настроение. То есть иногда впадать в депрессию – нормально?
– Депрессия из-за стресса – это одна из разновидностей. Она может перерасти в более тяжелую форму, а может и нет. Психологически зрелый человек, конечно, тоже не постоянно счастлив, но он всегда вне зоны риска, ибо вовремя обращается за помощью.
Если же заболевание со стрессом не связано, ситуация хуже. Тогда можно говорить о биохимии и наследственных отклонениях (генетическом факторе). Депрессивные состояния классифицируют так:
легкое – человек даже не осознает, что с ним, просто немного снижается качество жизни;
умеренное – пациент уже понимает, что с ним что-то происходит;
тяжелое – не хочется вставать с постели (особенно по утрам), замедляется мышление, теряется интерес к жизни.

  – Работает ли тут принцип «помоги себе сам»? Хотя бы при первых двух состояниях?
– Проще бывает тому, кто ориентируется в вопросах психологии: такой человек лучше понимает свои особенности и быстрее осознает, что с ним происходит. В остальном все как всегда – очень многие проблемы можно предотвратить или сделать их менее серьезными, если вести здоровый образ жизни: правильное питание, умеренные физические и умственные нагрузки. Но есть исследования, которые доказывают: кто хоть раз перенес депрессию, с большой долей вероятности испытает ее в будущем.

  – Звучит грустно, особенно с учетом прогноза ВОЗ. Тут, наверное, без помощи государства не справиться уже?
– Главное, чтобы все понимали: депрессия – очень дорогое заболевание. Причем не только для человека и его семьи, но и для общества в целом. Потому что приводит к снижению производительности труда или вовсе к потере трудоспособности.

  – То есть тому, кто впал в депрессию, можно даже взять больничный? Впрочем, далеко не всякий захочет, чтобы работодатель узнал о его проблеме и о том, что он ходит к психиатру.
– Именно поэтому Минздрав позволяет психиатрам не указывать диагноз и лечебное учреждение, которое выдало больничный лист.

  – Отдельная тема – пожилые люди…
– Возраст сам по себе не является причиной ни одного заболевания – это следует запомнить раз и навсегда. Но пожилые действительно более уязвимы по отношению к тому, что молодые переносят «на ногах». Кроме того, с возрастом депрессивные состояния чаще сопровождаются чувством тревоги, человек чаще фиксируется на соматических проявлениях. И тут членам семьи важно не запускать ситуацию и быть очень внимательными к высказываниям пожилых людей о нежелании жить, усталости от жизни. Дело в том, что в отличие от молодых суицидальный шантаж бывает у них крайне редко.
Что именно должно вас насторожить? Например, что человек стал залеживаться в постели. Что не спит по ночам. Отказывается пить лекарства или идти к врачу (мол, все равно ничего не помогает). Не хочет смотреть даже любимые передачи: «Лучше просто полежу». Игнорировать такое поведение нельзя.

  – Давайте обобщим сказанное выше:
• Депрессия – это психическое расстройство, а не лень и не слабость характера.
• Если ее не лечить, лучше не станет. Наоборот, могут появиться суицидальные мысли.
• Первичная профилактика депрессии включает в себя, в том числе, очень простые и широко известные правила: правильное питание, регулярные физические и умственные нагрузки.
Все так?
– Именно. И напоследок – еще одна хорошая новость: если вы отнесетесь к своему состоянию ответственно, вы постараетесь изменить образ жизни, а может быть, и работу, и окружение. То есть депрессия – это повод поменять свою жизнь к лучшему!

Зарегистрируйтесь сейчас и первыми читайте все самое актуальное и интересное на сайте Для вас:
  • экспертное мнение кандидатов и докторов наук
  • консультации юристов
  • советы бизнес-тренеров
  • подборки статей по интересующим вас темам