- экспертное мнение кандидатов и докторов наук
- консультации юристов
- советы бизнес-тренеров
- подборки статей по интересующим вас темам
Май: время бороться с аллергией

Аллергия – одно из самых распространенных заболеваний в мире. По данным ВОЗ, около 30 % населения Земли страдают от аллергии, которая представляет собой специфическую повышенную чувствительность организма к воздействию чужеродных веществ.

Основной фармакологической группой противоаллергических лекарственных препаратов являются блокаторы гистаминовых H1-рецепторов. Антигистаминные препараты снимают синдромы, вызванные высвобождением гистамина, облегчая самочувствие человека, страдающего аллергическим заболеванием.
На данный момент в России зарегистрировано 65 брендов противоаллергических лекарственных препаратов. Спрос на эти препараты зависит от времени года, пик продаж приходится на май и июнь – сезон поллинозов. В мае – июне в аптеках страны в среднем приобретается 23,8 % препаратов от годового объема (в стоимостном выражении).
Этого удается добиться за счет того, что в мае объем реализации противоаллергических средств на 40,9 % выше среднемесячных продаж, в июне данный
показатель составляет уже порядка 44,5 %. Таким образом, аптеки получают совокупно за май – июнь в среднем около 3 млрд рублей при реализации
противоаллергических препаратов. В натуральном выражении это около 1,4 % объема продаж всех ЛП (по обороту группа занимает 16-ю строчку) или примерно 14 млн упаковок (за год покупатели приобретают около 66 млн упаковок противоаллергических препаратов).

Медикаментозное лечение аллергии начинается задолго до наступления сезона цветения, поэтому спрос на противоаллергические препараты круглогодичный. К тому же существуют и внесезонные виды аллергии, такие как аллергия на шерсть животных, металлы, косметические средства, домашнюю пыль, пищевая, медикаментозная аллергия и др.
В отличие от рынка в целом препараты данной группы относятся к средней ценовой категории. Основную выручку аптекам (58,6 %) приносят препараты с ценой от 150 до 500 рублей, в упаковках на данный ценовой сегмент приходится 40,6 %.
Высокий объем продаж в упаковках приходится на препараты от 50 до 150 рублей – 39,1 %, при этом в рублях лекарственные средства из этого ценового диапазона занимают только 22,5 % рынка. Средняя цена на рынке России за май – июнь 2017 года составила 207 рублей (в розничных ценах).
Антигистаминные средства преимущественно относятся к ОТС-препаратам, доля которых в 2017 году составила 95,0 % в рублях и 92,6 % в упаковках. Наиболее популярные безрецептурные препараты: Фенистил, Супрастин и Цетрин (в стоимостном выражении). Врачи чаще всего назначают Ксизал.
При рассмотрении структуры данной группы по происхождению стоить отметить, что наиболее популярными и в упаковках, и в рублях являются импортные препараты (75,0 % и 89,8 % соответственно). Средняя стоимость одной упаковки препарата российского производства в 2017 году составила 77 рублей, зарубежные антигистаминные препараты стоили порядка 227 рублей.
Наиболее емкий из группы противоаллергических препаратов – Супрастин, он занимает 15,0 % рынка. В настоящее время в линейке Супрастин только две лекарственные формы: таблетки и раствор для внутривенного и внутримышечного введения – 2 полных наименования. Наиболее востребованный у потребителя Супрастин в таблетках № 20 в дозировке 25 мг стоит в аптеке порядка 129 рублей.
Вторую строчку стоимостного рейтинга занимает Фенистил, который выпускается в форме геля, каплей и эмульсии. Чаще всего в аптеках покупают Фенистил капли оральные 1 мг/мл 20 мл № 1, средняя цена которых около 445 рублей.
На третьей строчки расположился Цетрин. При этом данный бренд имеет 3 полных наименования, наиболее востребованным из которых является Цетрин таблетки, покрытые пленочной оболочкой, 10 мг № 20 (средняя цена 168 рублей).
В рейтинге всего один препарат, который производят отечественные производители, – Диазолин. Он представлен в форме драже и таблеток. Чаще всего
потребитель приобретает в аптеках Диазолин драже 100 мг № 10.
В рейтинге в упаковках присутствуют только 6 брендов из стоимостного рейтинга. Супрастин сохраняет свою лидерскую позицию. В рейтинг вошли три бренда с МНН Лоратадин и бренд Димедрол, поскольку основным критерием выбора у потребителя является доступная цена.

