- экспертное мнение кандидатов и докторов наук
- консультации юристов
- советы бизнес-тренеров
- подборки статей по интересующим вас темам
Простуде здесь не место
Неравномерность вспышек гриппа и ОРВИ непосредственно влияет на рост фармацевтического рынка. Последняя эпидемия гриппа в России в 2018–2019 гг. прошла относительно спокойно. Заболеваемость гриппом (по данным Роспотребнадзора) была ниже, чем средняя по миру: 7 % и 13 % соответственно.
За последние 3 года противопростудные препараты не внесли дополнительного вклада в рост рынка. По итогам первых 10 месяцев 2019 года емкость рынка противопростудных средств составила 121,2 млрд рублей, по данным ежемесячного розничного аудита фармацевтического рынка России, проводимого компанией DSM Group. Относительно аналогичного периода прошлого года объем реализации упал на 1,9 %. В динамике пик продаж пришелся на 2016 год (+16,9 % в рублях и +9,5 % в упаковках).
В натуральном выражении в январе – октябре 2019 года объем реализации противопростудных средств составил 656,2 млн упаковок – это на 5,1 % меньше, чем за 10 месяцев 2018-го. Средневзвешенная цена при этом выросла на 3,3 % – до 184,7 рублей за упаковку.
В структуре продаж противовирусных средств по группам – как в стоимостном выражении, так и в натуральном эквиваленте – доминируют назальные препараты. На их долю в январе – октябре 2019 года пришлось 21,9 % в рублях и 36,8 % в упаковках. Лидерами в данной группе средств являются бренды Снуп (вес в группе 10,2 % в рублях), Тизин (9,3 %), Риностоп (9,3 %).
Можно отметить, что в денежном эквиваленте рынок противовирусных препаратов примерно в равных долях разделен на группы. Три группы из шести отметились приростом продаж в абсолютном выражении: «Назальные препараты» (+1,7 % в рублях), «Средства против кашля» (+1,0 %), «Средства, снижающие симптомы» (+0,8 %). Максимальное падение продемонстрировали противовирусные препараты (-8,2 %) и иммуностимулирующие средства (-7,2 %).
В упаковках реализация выросла только среди назальных средств – на 1,1 %. Наибольшее падение было отмечено, так же как и в рублях, у иммуностимуляторов (-14,1 %) и противовирусных средств (-14,0 %) – самых дорогостоящих групп средств при ОРВИ. Средневзвешенная стоимость одной упаковки иммуностимулятора составила за 10 месяцев 2019 года 424,4 рубля, противовирусного препарата – 384,9 рубля. В то время как назальный препарат в среднем отпускался в аптеке по 109,9 руб. за упаковку.
При анализе еженедельных данных можно отметить отрицательный тренд осенью 2019 года.
На 49-й неделе 2019 года показатель заболеваемости гриппом и ОРВИ по населению в целом составил 688,2 случая на 100 000 населения, что ниже недельного эпидемического порога (740,0) на 7,0 % и предэпидемической базовой линии для гриппа и ОРВИ (723,9) на 4,9 %, по данным Научно-исследовательского института гриппа имени А.А. Смородинцева. В городах продолжается постепенное увеличение заболеваемости гриппом и ОРВИ, а также отмечается тенденция увеличения заболеваемости по данным клинической диагностики и госпитализации с диагнозом «грипп».
Также Роспотребнадзор на 49-й неделе 2019 года (с 02.12 по 08.12) отмечал на территории РФ в целом низкий уровень заболеваемости гриппом и ОРВИ. В стране привито более 68,13 млн человек (46,4 % населения).
По прогнозам специалистов, ближайшая эпидемия гриппа ожидается в феврале. Высокая заболеваемость может сохраняться вплоть до апреля 2020 года.
1. Источник: «Ежемесячный розничный аудит фармацевтического рынка РФ» DSM Group. СМК соответствует требованиям ISO 9001:2015.
Похожие статьи
