Журнал для фармацевтов и провизоров Выходит с 2000 г.

Книга – лучший подарок. Человечеству

№ 11-12 | (стр. 30)
-
Нравится
0
Книга – лучший подарок. Человечеству
Чтение, хоть мы и относимся к этому процессу как чему-то элементарному, на самом деле феномен: учеными установлено, что глаза во время чтения смотрят в разные стороны, а линии взгляда могут расходиться и даже перекрещиваться! Причем мозг виртуозно собирает все эти пляшущие изображения букв в одну картинку – чем не мозговая гимнастика? Медики уверены, что чтение помогает сохранить физическое и психическое здоровье, а также освоить приемы концентрации – любители читать в общественном транспорте по дороге на работу подтвердят. И многие, отбросив скучные материи о культуре и самосовершенствовании, скажут, что без книги им жизнь не в жизнь.
Инна Непетровская



Дети-гаджеты, или «Дайте картинки!»

Когда мы читаем, у нас работают оба полушария мозга: левое считывает и обрабатывает информацию, а правое рисует образы и картинки. Тогда при чтении комиксов что делать правому полушарию? Ведь все уже проиллюстрировали и смешали с искусственным желудочным соком – незачем самостоятельно строить образы. Ставь свой синтез-анализ на off, а сочувствие к героям будет зависеть лишь от точности наложения комиксовой картинки на собственную, которую уже давно клишировали и забили тебе в подсознание искусники социоинженерии. О, как же приятно ругать комиксы!
   Но нет, обойдемся без ханжества. Комиксы бывают прелестными, графические романы – увлекательными, а манги – древнейший вид искусства – нередко восхищают как содержанием, так и нестандартной образностью. Лишь бы дети не превращались в примитивных поедателей информационного пюре – кто что любит: экшн, симуляторы, ролевки, стрипы... Впрочем, мем «очкастый ботаник» – дитя, вечно сгорбленное над книжкой, – тоже появился не на пустом месте. Золотая середина, ты где?

Три настоящих мушкетера

Любой взрослый человек понимает, что реальные мушкетеры в любом количестве – продукты своей эпохи, легко льющие человеческую кровь, без меры пьющие и считающие разврат доблестью. У Дюма все это есть, хоть и между строк. Так за что же мы так любим трех мушкетеров, прославленных писателем, а спустя столетия еще и киноиндустрией? Может, для нас это символ дружбы вне времени, а может быть, пример неистребимой любови к жизни при отчаянном фатализме? У каждого читателя есть свои тайны, и есть книги, способные изменить жизнь.
   Когда-то тяжело больному мальчику, вынужденному несколько лет быть закованным в гипс, родители принесли «Трех мушкетеров». Конечно, он читал и сказки Андерсена, и Гофмана, и Бальзака, и серьезную прозу Голсуорси: книги были отдушиной, не давали отчаяться и попросту сойти с ума. Но «Мушкетеры» стали чем-то иным – с ними он мысленно скакал на лошадях, дрался с врагами, совершал подвиги. Сверкала отточенная сталь, и красавицы глядели на юного мушкетера, бледнея от восторга и страсти – как же иначе, ведь мальчишке было уже четырнадцать.
   Болезнь отступила, оставив после себя хромоту. Возможно, что в выздоровлении, в которое мало кто верил, свою роль сыграла книга, внедрив в сознание подростка своего рода программу исцеления. Георгий Хилькевич вырос и снял 23 фильма, ярких и успешных. Множество зрителей знают его как режиссера «Трех мушкетеров» – того самого фильма с молодым Боярским, с красавицей Алферовой и бесподобной Миледи – Тереховой. Но Георгий Эмильевич не считал нужным скрывать, что к фильму у него сложное отношение – из-за отсутствия исторической и человеческой правды, а также потому, что многое при его создании выходило как бы само собой, против воли и замысла режиссера. А мы до сих пор любим этот уже старый фильм, полный музыки, легкости и изящества, энергии и красоты человеческих отношений – любим, понимая, что почти все в этом пении и картинах лишь красивый обман, а реальный д’Артаньян скорее всего был жестоким хитроумным карьеристом и «волком-одиночкой».

Мой друг Онегин

«Мою славу обеспечат „Лолита’’ и „Евгений Онегин’’», – предсказал в 1966 году Владимир Набоков. Пушкин писал своего «Онегина», тоненькую книжку, десять лет; Набоков писал свой перевод с комментариями немногим меньше, но при этом выдал несколько полновесных томов. Он препарировал пушкинского «Онегина», разложил его поэтические строфы на мелодию, содержание и контекст, поверил гармонию не то что алгеброй, а прямо-таки дифференциальным исчислением. Скрупулезность разбора потрясает: Набоков дал миру самую подробную информацию о реалиях этого романа в стихах, вплоть до мельчайших деталей. Ну разве что не указал пол и возраст медведя, приснившегося Татьяне, как язвил один из критиков.
   Но детали так же упрямы, как факты, и здесь с Набоковым не поспоришь: подробный анализ штрипок на панталонах главного героя важен для понимания романа, да что там – крайне важен даже съеденный Онегиным бифштекс! Взгляните-ка на пояснение Набокова для англоязычного читателя: «... бифштекс представлял собой небольшой, толстый, темно-красный, сочный и нежный кусок мяса, особую часть вырезки, справа щедро окаймленной янтарным жиром, и имел – если имел – мало общего с нашими американскими „стейками”, безвкусным мясом нервных коров». Вот так! «Скажи мне, что ты ешь», – прямо по пословице. Наш читатель увидел русский перевод «Комментариев» только через 30 лет после их создания, в 1999 году, но, кажется, для сегодняшней молодежи эта работа даже актуальнее, чем для предыдущих поколений.
   Вряд ли когда-нибудь писатели, критики и историки прекратят полемику по поводу многопланового, безусловно научного и изысканно-литературного набоковского труда. Остается лишь догадываться, что же значили для Набокова его «Комментарии» – а если в них до сих пор жива часть его души? «Мой огромный „Онегин’’», – называл свою книгу писатель. Замолчанный и отверженный у себя на родине, Набоков знал, что когда-то его произведения откроются России, и оказался прав. Читать «Комментарии» ужасно трудно, но при этом захватывающе интересно. Как будто погружаешься в эпоху «Онегина» и видишь удивительный живой мир, в котором живой Пушкин, улыбаясь, позволяет догадаться об интереснейших вещах, скрытых в стихотворных строках.

Самая ужасная мама

Придуманному человеку порой сочувствуешь больше, чем реальному. Почему так – об этом много пишут психологи, почитайте. Перед книжным героем у нас нет никакой вины, мы четко знаем, что все – лишь игра, и радостно отпускаем воображение носиться по просторам философии, морали и гормональных эмоций – а кто нам запретит? Читая хорошую книгу, мы как никогда являемся самими собой, можем делать все без оглядки на окружающий мир и людей: видеть по-своему, иметь собственное мнение, задумываться над чем-то или пропускать мимо ушей слова автора, расти над собой, но, что самое лучшее, мы можем просто наслаждаться чтением!
   А еще хорошие книги отвечают на наши, словно брошенные в космос, вопросы. Какая мать не задумывается над тем, что дает ее любовь ребенку? Она делает его сильнее и лучше или давит, угнетает, инвалидизирует? Бесподобная Психимора Эрве Базена из трилогии «Семья Резо» могла бы стать лучшей подругой другой маме – героине романа Ромена Гари «Обещание на рассвете». Обе мамы просто невероятны, каждая по-своему. Психимора (в девичестве мадемуазель Плювиньек) буквально жаждет извести своих детей, морально и физически унизить, убить и победить, причем медленно и со вкусом. Мама Гари – совсем другая, она обожает своего сына так сильно, что совершает невероятные, чуть ли не Геркулесовы подвиги, и сын благодаря ей достигает всего, о чем не смел и мечтать... Это автобиографическая повесть, то есть в ней много реального и мало выдумки. И, кажется, вот это да! Вот это мама! Но в конце жизни писатель пускает себе пулю в висок, и если знать это, то задумаешься невольно: почему? Ведь мама сделала все для него, а он?
   Но какие же они разные и как похожи – с одной стороны, герой Гари, успешная жертва благодетельной любящей матери. С другой – сыновья мамы-Психиморы, в своей взрослой и в целом счастливой (насколько вообще возможно счастье) жизни давно простившие свою мать и, хотя Базен прямо об этом не пишет, понявшие ее и искренне ее жалеющие.
   Так, постойте, а что же получает от всего этого читатель? Мыслящий – очень даже много. Опыт. Взгляд на свою жизнь как бы со стороны, через призму жизней других. Развитие способностей к эмпатии и критическому мышлению, да и просто удовольствие от чтения настоящей литературы. Прочитать – и поставить на полку. Задуматься о себе. А может быть, грустно улыбнуться, осознавая мировое и личное несовершенство, да сердечно поблагодарить автора за все – в том числе и за яркий, тонкий и смелый литературный язык.

Тайный дар Шахерезады

По данным научных исследований, чтение художественной литературы уменьшает симптомы депрессии и тревожности и, как надеются ученые, может быть благотворным и при ПТСР (посттравматических стрессовых расстройствах). И, что особенно интересно, целительный эффект дает не столько само чтение, сколько память о прочитанном. Конечно, все не так просто – чтение должно быть по-настоящему увлекательным, когда в книгу погружаешься и «глотаешь ее, пьянея от строк». Возможно, подобного состояния сознания достигал царь Шахназар, кровожадность которого пасовала перед искушением узнать, что же следующей ночью расскажет Шахерезада?
   Показатели психического здоровья улучшаются и при чтении достаточно нейтральных журнальных статей, комиксов и любых интересных текстов (если они не слишком эмоциональны): уменьшается частота сердечных сокращений, снижается артериальное давление и уровень стресса.
   Чтение замедляет старение мозга, улучшает рабочую и эпизодическую память. Пожилым людям безусловно полезнее читать книги, чем разгадывать кроссворды и смотреть сериалы – на этом сошлись исследователи из США, Кореи, Ирландии, Румынии и других стран. Эксперименты также показали, что для молодых людей физиологическая польза от чтения сопоставима с пользой от йоги и просмотра юмористических передач. Что до пользы чтения на ночь, то сон улучшает только бумажная книга – таковы выводы ученых. В частности, излучение смартфона и большинства моделей электронных книг имеет синий спектральный участок, что подавляет выработку мелатонина – гормона, регулирующего циклы сна и бодрствования. Читая с телефона, уснуть сложнее, а качество сна ниже.


Почитать на сон грядущий

Бумага – оптимальный носитель информации, пусть и странно это утверждать в век ИИ и нанотехнологий. Бумажные книги, газеты и журналы не уйдут из нашего мира, пока человек остается существом из плоти и крови. Наши глаза легче считывают информацию на бумаге и меньше устают, скорость чтения значительно выше по сравнению с чтением с монитора, а самая дорогая электронная книга пока еще уступает качественной печати. Зато в электронной книжке можно хранить огромнейшую библиотеку – и для книголюба это аргумент решающий.
   Но зачем выбирать? Нужны и бумажные книги, и электронные, и графические романы, и даже комиксы хороши, хотя бы как легкоусвояемая пища. Главное, как предостерегал проф. Преображенский, – «Не читайте перед сном советских газет!» Умнейший был человек и смотрел в корень: важно то, что читаешь, хоть на бумаге, хоть на экране, и если мир устоит в бурях и кризисах, то наши потомки будут читать так, как нам и не снилось – в воздухе, на лепестке цветка, на собственной ладошке или на странице потрепанной, еще прапрапрадедушкиной книги. Но они будут читать!

Зарегистрируйтесь сейчас и первыми читайте все самое актуальное и интересное на сайте Для вас:
  • экспертное мнение кандидатов и докторов наук
  • консультации юристов
  • советы бизнес-тренеров
  • подборки статей по интересующим вас темам