- экспертное мнение кандидатов и докторов наук
- консультации юристов
- советы бизнес-тренеров
- подборки статей по интересующим вас темам
Расписные карусели, темно-вишневая шаль и резной палисад
15.08.2024 № 7-8 | (стр. 30)
-
Нравится
0
Наверное, стремление украшать свою среду обитания люди принесли из рая, откуда были изгнаны когда-то. Но искорка украшательства осталась в них, несмотря на тяготы жизни на Земле: голод, болезни, войны, природные катаклизмы... Но достаточно об ужасах – поговорим о декоре.
Инна Непетровская
Когда нас душили за горло, мы строили радиобашни
«Что красиво смотрится, то и прочно», – говорил инженер Владимир Шухов. Его ажурные башни, сетчатые оболочки, гиперболоиды вращения не просто стали основой строений, не имеющих равных по прочности при минимальной массе, но превратились в идею: в строительной конструкции может и должен быть парадокс, когда функциональность сочетается с изяществом, а надежность – с легкостью.Об изобретениях Шухова, его воплощенных проектах и непростой истории жизни можно написать тома. Летом 1919 года большевики поручили Шухову стратегическое задание – строительство башни на Шаболовке, причем в условиях жесточайшей экономии. «Железа нет», – раз за разом писал инженер в дневнике. Стоит ли говорить, что без ресурсов, в разруху и голод невероятная по тем временам стройка была страшным риском. Когда произошла авария при подъеме одной из верхних секций башни, «люди с красными книжками» вины инженера не нашли, но к расстрелу его все же приговорили – после окончания работ. Башня была построена в срок и начала транслировать радио-
передачи – рупор советской власти заработал, а инженер Шухов был оправдан, его «условный расстрел» отменен. Тогда и написал молодой поэт Николай Кузнецов: «Нашей работы упорной что может быть бесшабашней! Когда нас держали за горло, мы строили радиобашни».
Затем были мосты – почти полтысячи, тысячи километров трубопроводов, Магнитка и завод «Динамо», сетчатые перекрытия-оболочки над ГУМом и Глав-
почтамтом, сотни изобретений – громадье планов воплощалось. Инженерным гением Шухова его собратья по профессии восхищаются и поныне, имея на то логические и математические основания. Но интересна реакция людей, совершенно ничего не понимающих в гиперболоидных конструкциях: «До чего же прекрасны эти ажурные башни! Эти невесомые купола!»
Кружевные рояли
Если чугунную сковороду вышивают крестиком, значит, это кому-нибудь нужно. И правда, у авангардного рукоделия литовской художницы Северии Инсираускайте-Крионевичене поклонников немало. Есть в ее работах что-то невероятно человечное, что трудно описать словами. Нежный цветочек из мулине на ржавом боку ведра, забавная яичница из ниток на сковородке – съесть нельзя, но душу радует. Северия делает вышивки на алюминиевых кастрюлях, старых солдатских касках, утюгах и ложках. Конечно, сковородки и утюги – не канва, и, прежде чем протягивать цветную нить, приходится изрядно поработать дрелью. Но разве творческого человека останавливают такие мелочи?Психология авангардизма – задачка не для дилетанта. Но вот просто, по-человечески: что-то ведь заставляет людей экспериментировать и ломать традиции, толком и не зная, что делать дальше? Впрочем, кто-то отлично знал – например, создатель кресла. Кто он был, нам неведомо, но этот злой гений человечества направил нас по пути артрита, ревматизма и сосудистых заболеваний. Историки говорят, что курульное кресло придумали в Древнем Риме, а затем все короли мира вынуждены были садиться на троны. Тогда как восточная медицина веками объясняла вред сидения на стуле, особенно скрестив ноги: пережимаются сосуды, нарушается работа сердца, дестабилизируется артериальное давление!
Релаксационные бионические кресла и диваны уже не за горами – если не в магазинах, то в проспектах для индивидуальных заказов дизайнерских фирм они есть. Кресла-коконы, тыквы, пузыри и бабочки были предвидены гениями дизайна еще в прошлом веке: кресло «баттерфляй» – удобная люлька на стальном каркасе (1938), кресло Донна, детище Гаэтано Пеше (1960), пышное, как древний женский тотем (или располневшая фотомодель), пумпкин – французская тыковка дизайнера Пьера Полена, первое в мире напольное кресло без ножек. Все эти предметы мебели сегодня выглядят так же необычно, как полвека назад. К тому же они чрезвычайно удобны.
Но где есть хотя бы чуточка практицизма, там авангард куксится. Если уж выдумывать новое искусство, то совершенно никому и ни за чем не нужное, а там посмотрим!
Яйца в бриллиантах
Мечтал ли Карл Фаберже творить пасхальные яйца или душа его хотела иного – история умалчивает. Известно лишь, что идея драгоценных ежегодных яиц с сюрпризами для подарков супруге принадлежала российскому императору Александру III, а реализация первого же яичка (из белой эмали с золотым желтком внутри, в котором мирно сидела прелестная золотая курочка) так понравилась государю, что Фаберже был обречен на яичный креатив до конца жизни. Как показало время, до конца жизни тогдашнего императора, а потом и следующего – Николая II.Яйца Фаберже восхитительны и загадочны, одно лучше другого, но не менее интересная история связана с еще одним яйцом, которое приписывали ювелиру, – объемным натюрмортом «Пролетарский завтрак» (1905). Работа сражает наповал: по-простому, на газетке, лежит яичница, в которую попала муха (и явно не жалеет об этом), рядышком полстакана водки (не указано, но шестым чувством понимаешь, что это именно водка), скелетик кильки и, в довершение шедевра, рядом с упомянутыми деликатесами – омерзительный недокуренный бычок. Все сервировано на грязном кирпиче. Вот только кирпич – из яшмы, муха и газетка – серебряные, яичница – из янтаря и белой эмали. Гадость во всем ее авангардном великолепии! И хотя работа ювелирна, а материалы драгоценны, как-то не верится, что это сотворил Фаберже, даже ради шутки. Да и историки уверены, что данное «яйцо разбили» петербургский ювелир Ю.Н. Топтунов и камнерез Александр Левенталь.
Что до Карла Фаберже, то мало кто знает, что он также делал снаряды во время Первой мировой войны, а еще – котелки и плошки с двуглавым орлом, которые император вручал солдатам, выезжая на позиции. Тогда же работавшая на Фаберже мастерская Хольстрема наладила выпуск шприцев. Медицинский шприц – работа ювелирная, кто бы спорил...
Лучшие друзья девушек – не только бриллианты
Бижутерию нового века все чаще сравнивают с драгоценными ювелирными изделиями, причем далеко не всегда в пользу последних. Технологии вышли на уровень, когда создание из дешевых материалов роскошных украшений кажется обыденностью. Не то что до революции Сваровски, когда лишь наличие драгметалла или редкого природного минерала в украшении делало кольцо или колье вложением капитала, а еще предметом восхищения и зависти. Интересно, что кристаллы Сваровски, вопреки названию, вовсе не являются камнями, их атомы не образуют кристаллическую решетку. Стекло аморфно, а блестят «драгоценности» Сваровски благодаря секретному рецепту сплава и технологиям глубокого шлифования.
Хрустальная революция Даниэля Сваровски – стеклодува, инженера и изобретателя – дала миру возможность сиять. И благодарный мир до сих пор размышляет: кто же он, Сваровски, по сути – гений, мошенник или просто талантливый инженер?
Маленькое черное платье
Мода с легкостью сплетает чувство и грубую выгоду. Кто сделал для женщин больше, чем Коко Шанель, пусть даже нажив на этом еще и состояние? А ведь история маленького платья начиналась трагично: Коко сделала первое черное платье в память о погибшем возлюбленном в знак траура. Далее вмешалось чудо, а может, прагматизм и удача – черный цвет из символа сиротских приютов превратился в демократичный, романтичный, немаркий и практичный, соблазнительный и пикантный, вечерний и крайне модный. Что дало и коммерческий потенциал, и новый путь в моде.
Первое платье Шанель не было облегающим, закрывало колени (Коко считала, что женские колени ужасны), по современным меркам довольно-таки простенького кроя, имело длинные рукава – и никакого декольте! Вот уже более полувека нет на земле Коко Шанель, а ее платье – есть. Сегодня оно не всегда маленькое и вовсе не обязательно черное. Возможно, от изначального petite robe noire осталась лишь идея элегантного и комфортного женского наряда, который, как говорится, «и в пир и в мир».
Гжель, хохлома, городецкая игрушка...
Загадка живучести народных промыслов так и не разгадана. Кустарность и наивность, дешевизна (в былые времена) и архаичность гжели, хохломы, мезенской и городецкой росписи – что ни говорите, а ведь всего лишь старое искусство. Старое, но не собирающееся умирать... Наоборот, старинные ремесла возрождаются и меняются, сохраняя свою основу – невероятную живость, характерность и душевность.Городецкая игрушка когда-то была не менее любима, чем позже конструкторы «Лего». И славилась редкостной дешевизной и доступностью: любой отец мог купить детям деревянную лошадку, а то и сделать своими руками, ведь в этих игрушках нет ничего сложного. Но волшебство определенно есть. Нереальный мир городецкой росписи – ярче, чем в жизни, добрее и светлее. Чистые свежие краски, лаконизм и четко выраженная философия: мир и жизнь – это то, что стоит беречь. Посмотрите, как жизнь прекрасна! Большинство росписей настолько просты, что справится даже ребенок, к тому же созданы учебники, схемы и прописи – древнее искусство доступно и увлекательно, а сделанные своими руками игрушки – уникальны.
Да, в природе человека украшать мир вокруг себя, и все мы так или иначе этим заняты: косметологи, ювелиры, модельеры, инженеры и, уж конечно, любители рукоделия. Удачных работ и творческих идей!
Похожие статьи
Предыдущая статья номера:
Следующая статья номера:
Калейдоскоп
Коллаген: разбираемся в свойствах и эффектах
Коллаген: разбираемся в свойствах и эффектах
-
-
Профессия
Александра Дыль: «Хочу путешествовать настолько ча...
Александра Дыль: «Хочу путешествовать настолько часто, чтобы в аэропорту спрашивали: "Куда на этот раз?"»
-
-