Журнал для фармацевтов и провизоров Выходит с 2000 г.

Крошка Грейс, или Мать программирования

№ 6-7 | (стр. 58)
-
Нравится
0
Мать недоумевала: как ее дочь Грейс может спокойно потрошить будильники и рассматривать винтики, когда ее не взяли в школу? В самую обычную школу. Лучше бы латынь подтянула да пробовалась на второй год!
И Грейс попробовала. А что из этого вышло – стало достоянием всего мира.
Мария Мясищева

НЕ ПО СЦЕНАРИЮ
Старшая из троих детей, Грейс рано повзрослела: в четыре года научилась читать и пересказывать сказки брату с сестрой на ночь. В семь отремонтировала все домашние часы, которые «давно пора было отдать на свалку». И полный восторг у девочки вызывали законы физики и счет. Нет, Грейс с удовольствием пела, танцевала и играла на фортепиано. Но мальчишеские занятия были ей по нраву больше.
Тогда любовь к математике для девочки была равносильна обвинению в колдовстве во времена инквизиции. Максимум что могла женщина – рожать детей и промывать макароны у плиты. Но Грейс была не робкого десятка. Она с легкостью поступила в Йельский университет, очаровав приемную комиссию тонкостью
и филигранностью своих математических выводов и формул, и закончила его.
В 1943-м девушка, и глазом не моргнув, принимает присягу ВМФ Америки. Ее взяли за сильный характер и настойчивость: по физическим параметрам хрупкая маленькая Грейс не дотягивала 16 килограммов до нижней границы весовой нормы.
Крошка Грейс с лихвой компенсировала свои 47 килограммов недюжинным умом. Она знала и технику, и математику. А потому сумела создать и ввести в эксплуатацию «Марк-1», первый компьютер и программное обеспечение в США. Правда, тогда слово «программирование» еще не было в обиходе. Куда чаще звучало просто и обыденно: код, кодирование, кодировщики.

  
БАГ, СЭР!
Еще одно весомое открытие принадлежит миниатюрной Грейс Хоппер – отладка, устранение багов, как сегодня говорят программисты. Дело было жарким летним днем. «Марк-1» резко выключился. Обслуживающий персонал бросился спасать своего технического малыша. Оказалось, что в одном из реле мощной машины застрял мотылек. В этот момент в исследовательскую лабораторию заглянул командир с вопросом: «Что происходит?» Хоппер ответила: «Debugging» (по-английски – «убираем мотылька»). С тех пор это слово прижилось и повсеместно используется в IT-сфере.

  
«НАУЧИТЬ» МАШИНУ
В 1951 году Грейс изобрела первый компилятор, который позволял преобразовать некий код в машинные команды. Через два года она стала руководителем группы разработчиков этого компилятора. Вместе со своей неугомонной изобретательницей, как называли Хоппер друзья, они создали особый язык программирования.
Для этого Грейс выбрала три десятка английских слов: add (сложить), compare (сравнить), transfer (переслать) и т.д. Слова не пересекались друг с другом ни в одной из частей – ни в корне, ни в окончании, – поэтому их смело можно было сократить до трех букв и «научить» машину выполнять определенные действия с их исполь-
зованием. Идея была блестящей и молниеносно получила популярность среди IT-специалистов того времени.
Грейс за ее заслуги повысили в звании – она стала капитаном второго ранга. А через десять лет, будучи далеко в преклонном возрасте, неугомонная Грейс получила и звание контр-адмирала. 
На этом военная карьера 79-летней женщины-программиста из США закончилась. Тем не менее после выхода в отставку Хоппер была нанята на должность старшего консультанта в корпорацию Digital Equipment Corporation, где и работала вплоть до смерти в возрасте 85 лет.
ГРЕЙС ХОППЕР УБЕДИЛА МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ ЗАМЕНИТЬ БОЛЬШИЕ ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫЕ СИСТЕМЫ СЕТЬЮ МАЛЫХ. В РЕЗУЛЬТАТЕ ПОЛЬЗОВАТЕЛИ
ЛЮБОГО КОМПЬЮТЕРНОГО УЗЛА МОГЛИ ПОЛУЧАТЬ ДОСТУП К БАЗАМ ДАННЫХ, ХРАНИВШИМСЯ В СЕТИ.

  КАРЬЕРА КАК ЖИЗНЬ
За плечами у этой хрупкой и отважной леди было много достижений, десятки наград и званий. Но семейное счастье так и не сложилось. Грейс была замужем около 15 лет, а после развода единственной отдушиной для нее стали наука и компьютеризация.
Она ликовала, когда обучала юных военнослужащих азам кодирования и созданию программ. Она видела свою миссию в служении американскому народу, облегчении его жизни путем создания сложных машин.
«У МЕНЯ БЫЛО ПРЕИМУЩЕСТВО ИЗУЧАТЬ КАК ТЕХНИКУ, ТАК И МАТЕМАТИКУ, И Я ЗНАЛА, КАК РАБОТАЕТ МАШИНА, ОТ НАЧАЛА И ДО КОНЦА. КОНЕЧНО ЖЕ, Я БЫЛА СЧАСТЛИВА».



Google+
ВКонтакте
comments powered by HyperComments

Похожие статьи