Журнал для фармацевтов и провизоров Выходит с 2000 г.

Управленческая карусель (тренинг)

№ 11 | (стр. 10)
-
Нравится
0
Управленческая карусель (тренинг)
Итак, вы стали руководителем аптеки с трудным объектом управления: сотрудник – родственник или друг собственника аптеки (сети). Этот трудный объект бывает двух типов: он пришел в аптечный коллектив после того, как вы стали там руководителем, или достался вам «по наследству».
Эксперт – Ирина Кравчук, практический психолог, консультант по управлению, бизнес-тренер

«Все, что вы имеете в жизни, это последствия ваших собственных решений».
Джон Д. Рокфеллер

ВЫ ЖЕ ПОНИМАЛИ…
Итак, допустим, вы руководитель со стажем. Коллектив вас уважает, исполняет ваши требования. И вот приходит этакая «привилегированная особа» – назовем ее
Зина. С первых же дней она при каждом удобном случае начнет намекать на свои «особые отношения» с собственником предприятия и требовать для себя пре-
ференций. Кроме того, Зина постарается занять место неформального лидера.
Своим вниманием она не обойдет и директора аптеки – даже не сомневайтесь. Будьте готовы к тому, что ваш авторитет начнет регулярно подвергаться сомнению:
«А правда, что это приказ директора? Ладно, завтра идем с Машкой (собственник) в театр, я у нее уточню». Если же эта самая Зина работает давно, то с вашим
приходом «рулить» продолжит именно она, потому что вы, по ее представлениям, нужны лишь для того, чтобы отвечать за последствия ее действий.
Вообще, наличие подобного сотрудника – трудность не одного наемного директора, но и всего коллектива. В связи с этим у вас неизбежно возникнут вопросы: «Можно ли в принципе добиться подчинения от такого сотрудника? Не испортит ли он ваши отношения с вышестоящим руководством и коллективом?»
Не расстраивайтесь – задача хоть и не из легких, но решаемая. Вы же понимали, что будете управлять именно женским коллективом, когда соглашались занять должность директора. Кто же лучше вас должен знать, что в женском коллективе царят свои законы?
Хотя особенности управления женщинами – тема отдельного разговора, некоторые аспекты необходимо обсудить сейчас, чтобы выработать тактику воздействия на трудный объект. Кроме того, знание специфики женского коллектива – это еще и эффективное оружие в борьбе за установление или удержание вашей власти.

  ПЕРВЫЙ РАБОЧИЙ ДЕНЬ
Представим ваш первый рабочий день в аптеке со сложным объектом управления. Зина уже получила «инфу» из офиса, стало быть, вся аптека в курсе, что сего-
дня придет новая мымра. Скажем больше, Зина и статус ваш уже определила: если вы еще ничем не управляли, значит, молодая, неопытная; если имеете руково-
дящий стаж – «растяпа». Таково своеобразие женского коллектива – продуцирование стереотипов ожидания.
После официального представления к вам обязательно «подкатит» сотрудница, которую Зинка «гнобит», и просветит по поводу второй особенности женских кол-
лективов – неоднозначности ранговых взаимоотношений. Иными словами, кто есть кто на самом деле: «Зинка еще та подлюка, всем тут заправляет, из-за нее
ваша предшественница вместе с замшей уволились. Еще и стучит! Люсик, Тасик и Марусик – наши лучшие сотрудницы. Правда, Люська с Танькой метили на место директора и ее замши, но тут вы пришли. А Маруська – еще та штучка…»
Ну, а главная особенность женских коллективов – артистическая симуляция бурной трудовой деятельности. Зина с утра взялась составлять заявку по ассортименту, носа от компьютера не отрывает.
Вы уверены, что к концу дня заявка будет в офисе, а Зина преспокойно досматривает 85-ю серию «Великолепного века»...

  ВСЕ ПЕРЕМЕНИТСЯ
Теперь приступим к управлению нашим трудным объектом. Сначала необходимо ослабить ее влияние в коллективе. Для этого нужно всех загрузить работой, чтобы не было времени на досужие разговоры, а Зину… назначьте старшей. Пусть официально контролирует производственный процесс: предъявляет требования, проверяет результаты. Если кто-то не справляется, виновата старшая, то есть Зина.
Сплоченность коллектива вокруг нее неизбежно снизится, а всеобщее негодование пойдет по нужному вам руслу: «Не успела новая мымра освоиться, как уже
гайки закручивает. Но Зинка-то какова!»
Кроме того, из-за нагрузки коллектив не сможет больше работать за своего неформального лидера, Зине придется все делать самой. Неделя-другая – и стереотипы сломаются. Из-за невозможности жить по-старому Зина начнет злиться и ошибаться, а это законный повод ее наказать.
Постепенно у вас назреет необходимость прояснить ситуацию с действительным статусом Зины у вышестоящего руководства. Не забудьте при этом узнать, существуют ли по отношению к ней какие-то вопросы, которые превышают ваши полномочия.
Но будьте начеку – на каждое ваше действие Зина должна как-то реагировать. Не надейтесь на «открытый бой». Скорее всего, это будут уколы исподтишка. Приготовьтесь опровергать перед высшим руководством всевозможные слухи, домыслы и сплетни. Не выдавайте ни одному подчиненному конфиденциальную информацию, держите всех на  расстоянии, при общении говорите фразами, исключающими разночтения.
Если Зина пришла в уже сложившийся коллектив, то вам придется стать мастером по работе с интригами. Впрочем, интриги – это еще одна неповторимая особенность женских коллективов...

  ЧТО ТАКОЕ ИНТРИГА
Интриганы чаще всего используют следующие методы: слухи и наговоры, шантаж, фальшивая дружба. Разберемся с терминологией.
Наговор. Желая дискредитировать кого-то, интриган распространяет о нем негативную информацию. В зависимости от обстоятельств интриган обращается к той или иной влиятельной личности, например, к высшему руководству: «Наша-то кукушка пришла сегодня в той же кофточке, что и вчера, значит, дома не ночевала. Ты говоришь – увеличивайте продажу акционных препаратов, а у нее другие заботы».
Шантаж. Это угроза обнародовать ошибку или слабое место «жертвы» в случае, если «жертва» не выполняет требования вымогателя. Предать огласке информацию об ошибках своего директора означает известить о них высшее руководство. Самое слабое место любого руководителя аптеки – нехватка квалифицированных кадров.
Фальшивая дружба. Ее обычно заводят, чтобы доверительные отношения использовать во вред третьему лицу. В приватных беседах интриган инициирует
негативные высказывания о начальнике, а затем информирует об этом самого начальника.
Иногда интриган демонстрирует всем чью-то профессиональную несостоятельность. Для этого он провоцирует недруга на ошибочные действия, а потом старается обратить на них всеобщее внимание.
Чтобы не стать жертвой интригана, руководителю не следует:
• распространяться о личной жизни;
• вступать в какие-либо коалиции;
• демонстрировать свое отношение к чему-либо;
• немедленно реагировать на происходящее, вместо того чтобы обдумать каждый свой шаг.
Но главный ваш козырь на все времена – выполненный план продаж, отсутствие жалоб от покупателей и замечаний от проверяющих.

  О ДРУЖБЕ И ЛЮБВИ
И последнее. Предположим, вы справились с Зиной. Коллектив и руководство на вашей стороне. Но не расслабляйтесь – борьба не закончена. Зина будет расценивать ваш успех как свое личное поражение, а это – основа зависти.
Стремление к превосходству и зависть – тоже особенности женского коллектива. Женщины завидуют умению соперницы выстраивать отношения с людьми.
Согласно психоаналитической теории Эро Рехардта, объектом зависти является способность другого к благополучию, которое можно иметь, но нельзя отнять.
Поэтому завистница обычно стремится разрушить семью и партнерство. Делая это, женщина разрушает предмет своей зависти – любовь и дружбу.

Если вы хотите задать вопрос автору этой статьи или заказать тренинг для персонала своей аптеки (сети), то можете сделать это, написав письмо на личную почту Ирины Кравчук: i.v.kravchuk@mail.ru
Google+
ВКонтакте
comments powered by HyperComments

Похожие статьи

Зарегистрируйтесь сейчас и первыми читайте все самое актуальное и интересное на сайте Для вас:
  • экспертное мнение кандидатов и докторов наук
  • консультации юристов
  • советы бизнес-тренеров
  • подборки статей по интересующим вас темам