Журнал для фармацевтов и провизоров Выходит с 2000 г.

Аптечные убийства леди Кристи

№ 4 | (стр. 46)
-
Нравится
0
Аптечные убийства леди Кристи
«Друзья мои, – торжественно провозгласил Пуаро, – разрешите представить вам убийцу – мистера Альфреда Инглторпа!» Это кульминация романа Агаты Кристи «Таинственное происшествие в Стайлз». Того самого, который двадцатитрехлетняя Агата написала на спор со старшей сестрой Маргарет, когда работала в аптеке помощником фармацевта.
Марина Литвинова
Как попала в аптеку девушка из благородной семьи? Ведь, как все английские барышни начала XX века, она представляла себя в качестве образцовой домохозяйки, которая растит детей, заботится о своем садике и делится с соседками рецептом крыжовенного варенья.
Но в 1914 году в ее жизнь, как и в жизнь сотен тысяч других людей, ворвалась Первая мировая война.
Мужчины (и в том числе ее будущий первый муж, Арчибальд Кристи) ушли на фронт, женщины отправились в госпитали – спасать их жизни.
Агата не стала исключением. Ее медицинская карьера началась с мытья полов. На пятый день этого почтенного занятия она получила повышение – ее сделали медсестрой. Следующим местом работы Агаты стала аптека...

  ГОТОВИМ ЯДЫ ПО РЕЦЕПТУ
«Впервые оказаться в аптеке по ту сторону прилавка – это своего рода открытие, – вспоминала позже Агата Кристи. – Фармацевт знает свое дело точно так же, как хороший повар – рецепты блюд».
Агате все же пришлось научиться готовить по рецептам, только писали их не вдохновенные кулинары, а врачи.
Слова, известные провизорам всего мира – Dа Signa, с которых начинается любой рецепт, открыли для начинающего фармацевта дверь в мир удивительных веществ.
Она взвешивала порошки, крутила свечи, сбивала мази и разводила микстуры. На всю жизнь Агата сохранила аптечную привычку к  стерильной чистоте и порядку. Любая ненужная бумажка безжалостно летела с ее письменного стола в мусорное ведро. Грязная посуда убиралась в раковину, а оттуда, чистая – на полки.
Эти правила она усвоила в аптеке, где ошибиться невозможно, потому что от этого иногда зависит жизнь больного.
«Я готовила мази, и для одной из них налила немного фенола в крышечку от баночки. Добавила фенол пипеткой в мазь, и, как только она была приготовлена, положила ее в баночку и начала готовить другую мазь. Посреди ночи проснулась в холодном поту: я не помнила, что сделала с крышечкой, в которую налила фенол. А не закрыла ли я этой крышечкой другую мазь?
Испугавшись до полусмерти, я пошла в госпиталь и стала тщательно исследовать все приготовленные мною мази. По сей день не знаю, показалось мне или нет, но в одной баночке мне почудился запах фенола. Я сняла верхний слой мази и успокоилась: теперь все в порядке. Потом закрыла баночку, пошла домой и снова легла в постель».

  ПУАРО ВЫХОДИТ НА СЦЕНУ
Незаурядного человека отличает умение взглянуть на ситуацию в совершенно необычном ракурсе.
Юная леди, окруженная ядами, не падала в обморок от ужаса, а решила сочинить детективный роман. Ей не пришлось долго думать, какое орудие убийства выбрать. Со всех сторон Агату окружали яды – она их отвешивала, добавляла в растворы, мази и капли.
Далее надо было выбрать героев драмы. В те годы Англия приютила много беженцев из Бельгии. «Почему бы моему детективу не стать бельгийцем?» – подумала Агата. Как насчет бывшего полицейского офицера в отставке, желательно не слишком молодого?
«Какую же ошибку совершила я тогда! – сокрушалась писательница много лет спустя. – Моему сыщику теперь перевалило за сто лет...» Она тогда не догадывалась, что отныне станет таскать Эркюля Пуаро за собой повсюду, словно карлик – свой горб.
Ведь самый первый ее детективный роман – «Таинственное происшествие в Стайлз» – несколько лет кочевал по разным издательствам, и, наконец, был опубликован, к немалому удивлению самого автора.
Она удивилась еще больше, когда получила предложение писать еще. «Писательство для меня было всего лишь развлечением», – скромно утверждала королева детектива, автор более чем 60 романов.
Ее книги не уставали экранизировать, переиздавать и переводить на все языки мира.

  ЧАШЕЧКА КОФЕ С МЫШЬЯКОМ
Наверное, одним из главных достоинств романов Агаты Кристи была их полная достоверность.
Человек, придумавший идеальное убийство, профессионально разбирался в ядах. Как известно, несчастную миссис Инглторп убивают стрихнином.
Но как попал яд в ее организм, если она принимала безобидную микстуру от нервов?
Проведя блестящее расследование, Пуаро выяснил, что в состав микстуры входили 6 граммов поташа (карбоната калия), 1 грамм сульфата стрихнина и вода. Но, добавив в безобидную микстуру безвредный калия бромид, убийца получил чистый яд, так как бромиды осаждают соли стрихнина…
Знания, полученные в госпитальной аптеке, пригодились писательнице при сочинении многих романов. Берлинские врачи Фолькмар Шнайдер
и Бенно Риссельман даже провели специальное исследование разнообразных ядов, которые Агата Кристи использовала для убийства своих
жертв. В ее книгах встречаются, наряду с традиционными мышьяком и цианистым калием, такие смертельные вещества, как соляная кислота и даже таллий – малоизвестный тогда тяжелый металл, впервые выделенный в 1896 году и использованный в одном из нашумевших убийств годом позже.
Также писательница была знакома с отравляющими свойствами никотина, впервые примененного для убийства в 1850 году.

  ЗЕРНО НАУЧНОЙ ИСТИНЫ
Все это – хороший повод считать произведения Агаты Кристи не просто развлекательным чтивом, но и вполне научной литературой. И все потому, что писательница искусно превращала серьезные экскурсы в криминалистику в захватывающие истории.
Так, незаметно для себя, читатели приобретали знания в сферах судебной медицины, химии и фармакологии. Талантом учить, развлекая, обладают только мудрые педагоги. И потому не стоит спешить, причисляя любые детективы к «легкому жанру», – иногда в них скрывается зерно научной истины.
Зарегистрируйтесь сейчас и первыми читайте все самое актуальное и интересное на сайте Для вас:
  • экспертное мнение кандидатов и докторов наук
  • консультации юристов
  • советы бизнес-тренеров
  • подборки статей по интересующим вас темам