- экспертное мнение кандидатов и докторов наук
- консультации юристов
- советы бизнес-тренеров
- подборки статей по интересующим вас темам
Путешествие во власть
Некоторые люди будут раз за разом создавать одну и ту же ситуацию, но не переменят своих убеждений. Другие полагают, что могут все изменить одним своим желанием. Но большинство людей ждут, когда окружающие найдут словам, явлениям, поступкам тот смысл, который будет соответствовать их убеждениям, и примут их сторону.
Удивительное свойство убеждений: в большинстве своем они подсознательны, то есть мы их не осознаем, хотя говорим, рассуждаем и действуем в четком соответствии с ними. Итак, как меняется смысл? Существует несколько простых правил.
Правило 1
Самый короткий путь — прямой. Просто поменяйте смысл сказанного оппонентом. Сначала надо поставить под сомнение все сказанное им. Например, начните с фразы: «Да, неужели? Я вижу это несколько иначе…" Выждите паузу — пусть окружающие тоже поразмыслят на тему, прав ли рассказчик. Затем изложите свою точку зрения. После того как высказались, обязательно подкрепите свои аргументы фактами из жизни.
И ни при каких обстоятельствах не произносите любимую всеми фразу: «Борис, ты не прав!» Пусть этот замечательный вывод сделают сами окружающие после вашей речи. И не вступайте в спор: люди всегда защищают свои убеждения, даже если их и не осознают.
Правило 2
Ваш оппонент так интересно и правильно изложил информацию — озаглавьте его речь. Соорудите не менее красивый заголовок с нужным вам смыслом. И не важно, что информационный текст немного на другую тему. Текст будет рассматриваться аудиторией через призму заголовка.
Например, представьте себя на планерке, где вы обсуждаете с коллегами, руководителями аптек вашей сети, состояние дел. И вот докладчик перечисляет первостольников с плохими показателями уровня личных продаж, среди них есть и ваши подчиненные. Повернитесь к соседке и как бы невзначай бросьте фразу — так, чтобы услышали многие: «Мы прослушали доклад на тему: как отдел персонала набирает сотрудников». Аудитория мгновенно переключится на обсуждение работы отдела кадров.
Правило 3
Не меняйте смысл, смените рамку. Всем известно выражение: «Делать из мухи слона». Его мы используем в том случае, если хотим показать всем, что оппонент преувеличивает, и на самом деле проблема намного меньше, чем он ее представляет. Но мало кто знает, что изначально это выражение имело иной смысл.
«
Обязательные условия
Эти правила принесут успех только при условии, что ваше мнение значимо для данной аудитории. Обычно люди дорожат мнением человека, если он обладает следующими свойствами:
- самодостаточен, ценит себя;
- излучает оптимизм;
- остроумен, его улыбка покоряет;
- людям интересны его опыт, познания, характер, мировоззрение;
- предпочитает всегда быть собой.
Развивайте в себе эти качества. А заодно позаботьтесь о культуре общения, постарайтесь придерживаться норм профессиональной этики. К этим нормам относятся:
- демократизм в общении руководителя с подчиненными, коллегами;
- внимательность к людям;
- умение создать атмосферу доверия;
- вежливость и тактичность;
- ответственное отношение к данному слову.
Немалую роль играют аккуратность выражений, четкость и организованность. Но внешняя сторона поступков должна соответствовать вашим внутренним убеждениям. Только при этих условиях вы обретете собственные рычаги управления и превратите подчиненных в сторонников.
Меняем цель
У любого коллектива помимо личных целей его участников есть еще общая коллективная цель. Хорошо, когда она совпадает с задачами, которые вы как руководитель поставили перед подчиненными. Например, общая цель коллектива — заработать как можно больше денег, и руководитель ставит задачу — повысить объем продаж. Тогда все хорошо, цель и задача совпадают.
А если при той же задаче руководителя цель коллектива — работать, не напрягаясь, не продавать, а отпускать ЛС по запросу покупателя? При таком раскладе задача, которую определил руководитель, аптечным коллективом выполнена не будет.
Как быть? Жестко настаивать на выполнении неэффективно. Переубедить? Не получится. А вот сделать так, чтобы цель потеряла смысл и значимость для людей, вполне реально. Как только это произойдет, сотрудники перестанут к ней стремиться и руководитель без труда переключит внимание подчиненных на выполнение задачи, которую сам им поставил.
Чтобы групповая цель потеряла смысл для членов группы, руководителю необходимо воздействовать на групповую сплоченность. Сплоченность — это мера взаимного тяготения членов группы друг к другу. В целом, чем лучше группа отвечает потребностям людей в эмоциональных межличностных связях, тем она сплоченнее. Чем сплоченней группа, тем жестче групповой контроль за взглядами и поступками ее членов. Взаимная зависимость членов группы, объединенных стремлением к общей цели, обусловливает их готовность разделять трудности и сглаживать личностные расхождения.
Сплачивай и разобщай
По мнению исследователей, группы с низкой сплоченностью значительно безопаснее для управления. Поэтому при совпадении целей группы и целей, поставленных руководителем, необходимо повысить групповую сплоченность. Это достигается с помощью совместного выполнения заданий или групповых корпоративных мероприятий. Если цели не совпадают, то в группе необходимо снизить уровень сплоченности. Этого можно добиться следующими мероприятиями:
- стимулирование конкуренции между людьми;
- введение новых правил и критериев эффективности работы;
- объявление конкурса «найди ошибку», в которой чемпионом станет тот, кто первым сообщит руководителю об ошибке другого, и т.п.
Когда понижается сплоченность, смысл и значимость групповой цели меняются сами собой. Итак, умение при необходимости понижать или повышать уровень групповой сплоченности – это еще один, независимый от вышестоящего руководства, рычаг управления.
Другой конец палки
И напоследок хочу предупредить: создавая собственные рычаги управления, вы как руководитель приобретаете все большую независимость от вышестоящего начальства. Как оно отнесется к наличию такого профессионала в своей организации? Осмелившийся возложить на свою голову корону обязан выдержать ее тяжесть. Вы к этому готовы?