Журнал для фармацевтов и провизоров Выходит с 2000 г.

Я – заведующая. ЧАСТЬ 1

№ 12 | (стр. 12)
-
Нравится
0
Я – заведующая. ЧАСТЬ 1
Просто рассказать об особенностях женского коллектива – это значит не сказать ничего. Лучше все разобрать на конкретных примерах. Так мы и поступим. Предположим, что вас пригласил к себе директор аптечной сети…
Эксперт – Ирина Кравчук, практический психолог, консультант по управлению, бизнес-тренер

Вот вы входите в начальственный кабинет. Начальство приглашает вас присесть. Вы с достоинством опускаетесь на предложенный стул, а внутри-то все трясется от волнения, вас гложет вполне законный вопрос – что дальше…
А дальше вот что. Директор доброжелательно улыбается и спокойно так произносит примерно следующее: «Думаю, вы будете рады услышать, что я решил
предложить вам возглавить одну из аптек нашей сети. Для вас это продвижение по карьерной лестнице, а с нашей стороны – аванс, который, надеюсь, вы отработаете...»
Здорово, правда? Внешне-то вы сохраняете полное спокойствие, а на самом деле от счастья хотите петь и танцевать. Ну еще бы… Но погодите. Начальство
набирает в грудь воздуха, чтобы сказать что-то еще. Слушаем. «…Должен предупредить, в этой аптеке вы станете уже третьей заведующей за последние 6
месяцев. Коллектив там сложный, да и финансовые показатели не лучшие. Понимаю, вы молоды и не имеете руководящего опыта, но я считаю, что вам такая задача по плечу. Приступить надо в понедельник. Так что еще есть выходные, чтобы все как следует обдумать».

  ПЕРВАЯ ОСОБЕННОСТЬ ВАШЕГО КОЛЛЕКТИВА
Вы мечтали стать руководителем и рады, что мечты сбываются, но…
Вооружитесь основными принципами работы с подчиненными:
• нет работы – нет работника на месте;
• справедливость и ответственность;
• принцип единоначалия;
• недопустимость отказа от выполнения требований руководителя.
Теперь занимайте свое рабочее место. Смелее!
Не успели вы познакомиться с коллективом, как одна из сотрудниц  сообщает: «А наша новенькая совсем некомпетентна. Непонятно, как отдел кадров ее про-
пустил?»  Вот  она,  первая  особенность всех  женских   коллективов –  наличие скрытых конфликтов. Но мы-то с вами – девочки, и мы знаем, что когда специали-
ста называют некомпетентным или руководителя   непригодным,  то  это  значит: участники  событий  оспаривают  статусные роли и ведут борьбу за позиции.
Если новый сотрудник  действительно не ахти какой профессионал, то об этом руководителю обычно не докладывают. Зачем?   Ведь  неумеха  ни  для  кого  не
представляет  угрозы.  Поэтому,  чтобы девчонки  не расстраивались, смело объявляйте  квалификационную аттестацию всему персоналу  аптеки. А по ее итогам
вы уже и сами можете сделать правильный вывод, кто компетентен,  а кто нет. Главное, дадите понять коллективу, что подобные игры с вами не принесут ожидаемого результата.

  Блондинка – это не уровень интеллекта. Это самая успешная стратегия женщины!
Личное наблюдение

  ПРАВИЛА БОЯ
Конечно, любой конфликт лучше разрешить  так  скоро,  насколько   возможно.
Для этого необходимо:
• умение понятно  и адекватно выразить и защитить  свою позицию;
• способность воспринять и сформулировать интересы и потребности  противоположной  стороны, не унижая  ее;
• готовность  и умение дистанцироваться  от собственной  и чужой  позиций  и найти справедливый баланс интересов.
Конфликт можно  разрешить  только при условии,  если его участники  и вы, руководитель, будут обоюдно соблюдать следующие правила:
• конфликтующие  стороны  являются независимыми и равноправными партнерами;
• предметом выяснения является улучшение совместной  деятельности в будущем;
• необходимо    конкретно    описывать обстоятельства   и   модели   поведения, представлять факты  и мнения  без обвинений, упреков и оскорбительных пред-
положений;
• иллюстрировать собственные  доводы примерами  из повседневной  производственной практики,  не делая трагедии из отдельных  случаев и не вспоминая про-
шлое;
• не перебивать  друг друга, переспрашивать, но не оправдывать,  формулировать вопросы и проблемы четко, «не растекаясь мыслью по древу»;
• напрямую обращаться  к присутствующим, описывать  поведенческие модели и их воздействия, которые имели место в действительности,   а  не   приписывать
другим эмоции и мотивы.

У человека есть только две трагедии в жизни: первая – не получить то, что он хочет, и вторая – получить то, что он желает.
Бернард Шоу
 
ПРАВИЛА МИРА
А если хотите  свести  к минимуму  возможность конфликтов в своем коллективе,  то  вам  необходимо   поддерживать гласность и сотрудничество,  не позволяя
никому  решать  собственные  проблемы за чужой счет. «Разделяй и властвуй»  – неэффективный  выбор.   Вместо   этого надо    руководствоваться    правилами,
которые помогают успешно  предотвращать конфликты:
• подавляйте в себе желание  критиковать   сотрудника   за  ошибку,   если   не можете дать практический совет, как ее исправить;
• прежде чем принять  решение, которое повлияет  на  работу  коллектива, подумайте, как будет лучше: просто сделать официальное   заявление   или    сперва
устроить общественное обсуждение;
• прежде чем совершить какой-то шаг, подумайте, как отнесутся к нему коллеги;
• избегайте критиковать сотрудников за глаза и не поощряйте к этому других;
• препятствуйте образованию группировок и отказывайтесь в них участвовать, особенно, если их члены выказывают превосходство по отношению к другим и/или хотят взять верх над остальными;
• поощряйте тех, кто помогает коллегам;
• дайте понять, что сотрудники должны забыть о разногласиях, когда заняты общим делом;
• избегайте навязывать свое решение споров, но будьте готовы действовать как посредник, помогайте сотрудникам вырабатывать собственные решения;
• ищите способы, которыми обе стороны конфликта могли бы выйти из него с достоинством, не загоняйте никого в угол, откуда только два пути: либо признать свое поражение, либо контратаковать;
• если разногласие улажено не так, как вам хотелось бы, не таите обид.
Открытое обсуждение разногласий и тренировка социальных навыков предотвращения конфликтов и управления ими помогут вам вывести скрытые противоречия из тени и создать работоспособный коллектив.

  Неправильно говорить: «У женщины выдалось плохое утро!» Правильнее сказать: «Утро не задалось у соседки бабы Дуси, у водителя маршрутки Толика, у продавщицы пончиков Зои Федоровны и всего аптечного коллектива».
Анекдот
 

  ВТОРАЯ ОСОБЕННОСТЬ ВАШЕГО КОЛЛЕКТИВА
Идем дальше. Пока вы принимаете дела, одна из сотрудниц требует для себя повышения заработной платы – в противном случае она уволится. Что это?
С чего вдруг эту женщину перестал устраивать уровень денежного вознаграждения? Поступая на работу, она была согласна и с зарплатой, и с правилами, регулирующими ее изменения, о чем свидетельствует личная подпись в соответствующих документах.
Мы же понимаем, что цель такой атаки – вовсе не повышение зарплаты, а изменение баланса власти. Скорее всего, сотрудница пытается ослабить влияние руководителя на остальной персонал. В случае вашего согласия ей это удастся. Такова вторая особенность женского коллектива – провокационные коммуникации с целью ослабить чье-то влияние (сюда можно отнести также и бесконечные жалобы друг на друга).
Смело объявляйте, что повышение зарплаты возможно при условии, если вклад сотрудницы в общий финансовый результат аптеки увеличится. Например, предложите всем участвовать в такой распространенной маркетинговой акции, как «Товар дня», что позволит выплачивать дополнительное денежное вознаграждение за проданный акционный товар каждому из первостольников, никого из них не выделяя.

   Поведение при конфликте, которое приносит пользу:
• не показывайте своего раздражения, не атакуйте и не защищайтесь;
• высказывайте свое мнение и видение происходящего с нейтральной позиции;
• предупреждайте о своих намерениях;
• оказывайте содействие.

 Кстати, о маркетинговых акциях, проводимых в аптеках. Именно в этой работе больше всего проявляются особенности женских коллективов. Вот представьте: утром вы открываете почту и видите, что в вашей аптеке с понедельника стартует маркетинговая акция от фармпроизводителя. А у вас на подготовку всего три дня... С чего начинать? Об этом в следущем номере…

 Если вы хотите задать вопрос автору этой статьи или заказать тренинг для персонала своей аптеки (сети), то можете сделать это, написав письмо на личную почту Ирины Кравчук: i.v.kravchuk@mail.ru
Зарегистрируйтесь сейчас и первыми читайте все самое актуальное и интересное на сайте Для вас:
  • экспертное мнение кандидатов и докторов наук
  • консультации юристов
  • советы бизнес-тренеров
  • подборки статей по интересующим вас темам