Журнал для фармацевтов и провизоров Выходит с 2000 г.

Безбарьерная среда

№ 11 | (стр. 18)
-
Нравится
0
Безбарьерная среда
В рамках создания безбарьерной среды к аптекам предъявляются особые требования по обустройству комфортного передвижения для инвалидов. Один из главных параметров соответствия аптеки нормативным требованиям доступности – оборудованный вход, в частности наличие пандусов или подъемников и кнопок вызова персонала.

Вопросы по правовому регулированию, по налогам и организации аптечного бизнеса присылайте в редакцию на адрес dasigna@doctormedia.ru
с пометкой «Юридическая консультация».

Жанна Владимирова, юрист

Необходимо отметить, что на аптеки налагаются значительно большие штрафы, нежели на другие учреждения, так как к ним применима ответственность согласно части 4 статьи 14.1 КоАП РФ, а ко всем другим организациям – только статья 9.13 КоАП РФ.
Данная ответственность обусловлена следующим: если инвалид-колясочник не может войти в аптеку, тем самым нарушается подпункт «а» пункта 5 «Положения о лицензировании фармацевтической деятельности», а это существенное нарушение требований положения. Именно поэтому аптека привлекается к  административной ответственности уже не по статье 9.13 КоАП РФ, а по более серьезной – части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.

  
КАК БЫТЬ В ТОЙ СИТУАЦИИ, ЕСЛИ НЕТ ВОЗМОЖНОСТИ УСТАНОВИТЬ ПАНДУС?
Установка пандусов, согласно действующим нормативам, предусматривает наличие достаточного пространства для монтажа, но нередко случается, что сложившаяся застройка или сама конструкция здания не позволяют установить пандус по СНиП.
В этой ситуации вместо пандуса можно установить кнопку вызова персонала аптеки, организовать выездное обслуживание инвалидов на дому и тому подобное. Однако необходимо соблюсти некоторые условия.
Итак, если действующую аптеку невозможно полностью оборудовать под нужды инвалидов, руководство (при участии местного общества инвалидов) должно провести мероприятия и обеспечить хотя бы минимальные потребности инвалидов.
Причем необходимо, чтобы это решение было документально согласовано с обществом инвалидов и имелось документальное подтверждение этого (в случае если придется предъявлять его в суде).
Необходимо заключение экспертной организации о невозможности установки пандуса, соответствующего СНиП.
Еще один вариант выхода из ситуации – приобретение пандуса, не соответствующего СНиП, например откидного или телескопического съемного пандуса. Но важно, чтобы при этом были соблюдены все нормы безопасности, а также эта минимальная мера приспособления должна быть согласована с обществом инвалидов.
Конечно, минимальное приспособление аптеки для маломобильных граждан (установка кнопки вызова персонала и объявление о выездном обслуживании, доставке лекарств, наличии откидного или телескопического пандуса) не будет служить 100-процентной гарантией того, что аптеку не оштрафуют, но существенно снизит вероятность этого.
При оборудовании входа аптеки для инвалидов и других групп маломобильных граждан важно обратить внимание на следующее:
• соответствие пандуса действующим нормативам;
• надежность изготавливаемой конструкции и гарантия;
• максимально полное приспособление входа для нужд маломобильных групп населения.

  
К СВЕДЕНИЮ ДИРЕКТОРА
В ходе проверки исполнения законодательства о защите прав инвалидов (проверки доступности социальной и транспортной инфраструктуры) в аптеке обратят внимание не только на наличие пандуса и технических средств для вызова сотрудников аптеки (кнопки), но и на ширину входной двери. Так, в одном из судебных актов было указано: «Максимальная ширина кресла-коляски (согласно ГОСТ Р 50602-93 “Кресла-коляски. Максимальные габаритные размеры”), составляет 0,7 м. Ширина дверного проема, согласно пункту 3.23 СНиП 35-01-2001, не может быть меньше 0,9 м».
Остается напомнить, что социальная защита инвалидов – система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
ЮРИДИЧЕСКИЕ И ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА ЗА УКЛОНЕНИЕ ОТ ИСПОЛНЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ ПО СОЗДАНИЮ УСЛОВИЙ ИНВАЛИДАМ ДЛЯ БЕСПРЕПЯТСТВЕННОГО ДОСТУПА К ОБЪЕКТАМ ИНЖЕНЕРНОЙ, ТРАНСПОРТНОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУР НЕСУТ АДМИНИСТРАТИВНУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В СООТВЕТСТВИИ С ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ПО ТЕМЕ:
• Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ«О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
• Программа Российской Федерации «Доступная среда».
• Приказ Министерства здравоохранения РФ от 12 ноября 2015 г. № 802н «Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов инфраструктуры государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения и предоставляемых услуг в сфере охраны здоровья, а также оказания им
при этом необходимой помощи».
• Нормативные акты регионов Российской Федерации и министерств, которые помогают в реализации вышеуказанных законов.
• ГОСТы, по которым устанавливается доступность общественных объектов, а также устанавливаются требования по сооружению необходимых для беспрепятственного доступа конструкций в зданиях и около них.
• Постановление Правительства РФ «О лицензировании фармацевтической деятельности».
• Свод правил СП 59.13330.2012 «СНиП 35-01-2001. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001.

Зарегистрируйтесь сейчас и первыми читайте все самое актуальное и интересное на сайте Для вас:
  • экспертное мнение кандидатов и докторов наук
  • консультации юристов
  • советы бизнес-тренеров
  • подборки статей по интересующим вас темам