- экспертное мнение кандидатов и докторов наук
- консультации юристов
- советы бизнес-тренеров
- подборки статей по интересующим вас темам
Тяжело в ученье, легко в конфликте. Продолжение...
15.10.2021 № 10 | (стр. 12)
-
Нравится
0
Вам когда-нибудь объявляли бойкот в школе или детском саду? А бывало ли так, что именно те, кого вы считали своими товарищами, избирали вас мишенью для насмешек? Нам кажется, что подобные вещи возможны только в детских коллективах. К сожалению, нет...
Ирина Кравчук, практический психолог,
консультант по управлению, бизнес-тренер
Вы так мечтали работать в крупной фармацевтической компании – и вот сбылось! Но… почему-то к концу испытательного срока на новую работу «не несут ноги». И даже трудно объяснить, что именно происходит. Просто вы почувствовали враждебное и неэтичное отношение к себе:
• вам не сообщают необходимую информацию или предоставляют ее слишком поздно, когда вы не можете ничего изменить в своих выводах или решениях;
• информация, которая вам предлагается, представлена в искаженном виде;
• вам представляют положение дел в худшем свете, делают все, чтобы у вас сложилось ощущение полного тупика и безысходности;
• ваши документы перекладываются в другие папки или вовсе исчезают со стола;
• вы чувствуете себя в изоляции;
• за вашей спиной распространяют немыслимые сплетни и вам не дают возможности их опровергнуть;
• над вами подшучивают.
Что делать:
консультант по управлению, бизнес-тренер
Ситуация № 3
Взрослые, а ведут себя как маленькие.
Вы так мечтали работать в крупной фармацевтической компании – и вот сбылось! Но… почему-то к концу испытательного срока на новую работу «не несут ноги». И даже трудно объяснить, что именно происходит. Просто вы почувствовали враждебное и неэтичное отношение к себе:
• вам не сообщают необходимую информацию или предоставляют ее слишком поздно, когда вы не можете ничего изменить в своих выводах или решениях;
• информация, которая вам предлагается, представлена в искаженном виде;
• вам представляют положение дел в худшем свете, делают все, чтобы у вас сложилось ощущение полного тупика и безысходности;
• ваши документы перекладываются в другие папки или вовсе исчезают со стола;
• вы чувствуете себя в изоляции;
• за вашей спиной распространяют немыслимые сплетни и вам не дают возможности их опровергнуть;
• над вами подшучивают.
Что это? Моббинг? Конфликт между личностью и группой? Или, наоборот, конфликт между коллективом и личностью? Руководство вникать не будет, ведь проще уволить одного сотрудника, чем разбираться со всем коллективом, тем более что раньше все было хорошо. Как же грамотно поступить: закрыть на все глаза и терпеть? Или уволиться и забыть, как страшный сон? Первый шаг – вам следует понять, что это происходит не потому, что с вами что-то не так, а потому, что вы вовлечены в групповой конфликт. Группа отнеслась к вам враждебно по каким-то только ей известным причинам. А формы выражения этого конфликта – острое слово, ядовитое замечание, стена непонимания. Не вы являетесь причиной, но, возможно, в вашем поведении есть нечто такое, что в этом коллективе не принято или воспринимается как угроза:
• Может быть, кто-то планировал занять вашу должность и теперь думает, что если бы не вы, то он мог бы сейчас сидеть в этом кресле.
• Возможно, ваш уровень компетенции выше, чем у ваших коллег, и вы охотно это демонстрируете (из лучших побуждений).
• Вы слишком рьяно взялись за работу, и на вашем фоне другие начинают проигрывать.
• Вы «живете» в коллективе по своим правилам, а нужно соответствовать принятым здесь.
• Может быть, кто-то планировал занять вашу должность и теперь думает, что если бы не вы, то он мог бы сейчас сидеть в этом кресле.
• Возможно, ваш уровень компетенции выше, чем у ваших коллег, и вы охотно это демонстрируете (из лучших побуждений).
• Вы слишком рьяно взялись за работу, и на вашем фоне другие начинают проигрывать.
• Вы «живете» в коллективе по своим правилам, а нужно соответствовать принятым здесь.
Не теряйте веры в свои силы: моббинг и троллинг всегда направлены на то, чтобы вывести вас из равновесия. Постарайтесь не доставить троллям такого удовольствия. Вспомните, что вам удалось сделать в жизни, каких успехов вы добились, какие сложные ситуации разрешили, и начинайте борьбу.
Не принимайте скоропалительных решений! Подумайте: полной ли информацией вы владеете? Кто подталкивает вас быстро сделать выводы? Почему этого решения ждут именно от вас?
Не старайтесь все переделать по-своему. Сначала установите доверительные отношения с коллегами.
Понаблюдайте сначала за происходящим: кто и как общается, кто с кем ходит обедать или выскакивает покурить, к кому обращаются за помощью, у кого спрашивают совета и т. п.
Словом, постарайтесь извлечь максимум для себя в этой ситуации, а потом уже принимайте решение, стоит ли игра свеч.
Ситуация № 4
По-взрослому подло.
Вашего ребенка не пригласили на день рождения. Все из его тусовки идут, а он нет. Как помочь сыну?
Начните с доверительной беседы: «Как ты думаешь, почему так произошло? Давай разберемся». Возможно, ваш ребенок плохо поступил с именинником, или тот неправильно понял вашего сына и обиделся. Если это так, посоветуйте ребенку принести извинения. Помогите ему в этом, поддержите, пойдите вместе домой к имениннику и направьте беседу в конструктивное русло.
Но, может быть, дело совсем в другом, и эти товарищи – на самом деле совсем не товарищи. Они и сына приняли в свою компанию для того, чтобы весело проводить время: подшучивать над ним, дразнить, демонстративно избегать. И неприглашение его на день рождения – продолжение этих действий. Объясните ребенку, что друг – это не человек, которого так называют, а тот, который ведет себя соответственно. Расскажите ему, что такое фальшивая дружба:
– Фальшивый друг – это тот, кто способен использовать доверительные отношения, чтобы навредить тебе. Например, тот, кого ты считаешь своим другом, заводит беседу об учителе или однокласснике и провоцирует неблагоприятные высказывания в его адрес с твоей стороны. Затем информирует того человека, и ты в этой ситуации выглядишь весьма недостойно.
Что можно сделать в этом случае?
Во-первых, оставляй недоброжелателям как можно меньше возможностей для использования твоих высказываний. Старайся не говорить плохо о других людях, особенно об учителях и родителях других учеников. Не рассказывай о своих слабостях, личных проблемах и ошибках.
Во-вторых, фальшивых друзей не так легко обнаружить. Ты вот тоже не заметил, потому что очень хотел иметь друзей. Поэтому, если кто-то настойчиво хочет с тобой сблизиться, будь бдительным, проверяй, что его на самом деле интересует. Попытайся понять, зачем он так интенсивно ищет дружбы с тобой. Фальшивый друг может поставить своей целью публично продемонстрировать одноклассникам и учителю твои «слабенькие» навыки и знания. Но для этого он должен хорошо знать тебя и иметь возможность склонять тебя к ошибкам целенаправленной ложной информацией. Поэтому ловушку тебе он будет готовить заранее и не в один день. И только значительно позже, когда ты уже точно не вспомнишь, что и кому рассказывал, неожиданно поставит тебя в ситуацию публичного «падения». Будь недоверчив! В конфликтных ситуациях внимательно наблюдай за действиями людей, не позволяй втянуть себя в чужой конфликт. Будь сдержанным и тактичным, не поддавайся соблазну «выпустить пар». Всегда приходи ко мне или к папе, чтобы обсудить неясные ситуации. Мы с папой всегда на твоей стороне.
Конечно, после таких слов ребенку станет грустно. Но сын задумается. И хотя этот разговор с вами оставит болезненный след в его душе, он весьма пригодится для взрослой жизни, ведь фальшивые друзья часто встречаются и среди коллег.