Журнал для фармацевтов и провизоров Выходит с 2000 г.

Коэнзим молодости

№ 6-7 | (стр. 26)
-
Нравится
1
Коэнзим молодости
За всю историю Нобелевской премии ее лишь дважды вручали за изобретение лекарств, и оба раза это были средства, способные спасти неисчислимое множество человеческих жизней. Первым таким «лауреатом» оказался пенициллин, вторым – коэнзим Q10. Вот только об истории открытия антибиотиков написаны романы, а о том, как обнаружили коэнзим Q10, мало кому известно.
Ирина Ковалева, врач

ВЕЗДЕСУЩИЙ И НЕУЛОВИМЫЙ
Если бы какой-нибудь злой гений человечества сумел лишить нас разом всего находящегося в тканях коэнзима Q10, это означало бы почти мгновенную смерть из-за остановки внутриклеточного дыхания и обмена веществ. Эффект был бы примерно таким же, как если бы из атмосферы внезапно откачали кислород: все равно ведь без коэнзима Q10 клетки не в состоянии его усваивать. Он настолько широко представлен в организме, что получил свое второе название – убихинон – от английского
прилагательного ubiquitous – «вездесущий». Но вот что интересно: при всей его «вездесущести» ученые, открывшие множество других органических соединений, не замечали этот ключевой кофермент реакций окислительного фосфорилирования вплоть до 1950-х!
СУТОЧНАЯ ПОТРЕБНОСТЬ В КОЭНЗИМЕ Q10 - ОТ 60 ДО 90 МГ. КЛЕТКИ ОРГАНИЗМА ВЫРАБАТЫВАЮТ ЕГО ИЗ ДВУХ НЕЗАМЕНИМЫХ АМИНОКИСЛОТ: ФЕНИЛАЛАНИНА И ТИРОЗИНА.

  МАГИЧЕСКОЕ ЧИСЛО
Почему коэнзиму Q сопутствует цифра «10», а не какая-нибудь другая? Она обозначает число атомов углерода в боковой цепи этой органической молекулы, имеющей форму фенольного кольца. В природе распространены коэнзимы с порядковыми номерами от 6 и выше, но в клетках млекопитающих и человека встречается именно Q10.

  
КОЛЛЕКТИВНЫЙ РАЗУМ
Для кого-то 1950-е – время пышных юбок, осиных талий и высоких каблуков, но в научном мире это десятилетие прошло под знаком коэнзима Q. Его поиском, как это часто бывает, занимались наперегонки сразу несколько исследовательских команд по разные стороны Атлантики, но удача первооткрывателей улыбнулась англичанам. В 1955 году в своей ливерпульской лаборатории профессор Ричард А. Морртон вместе с группой помощников выделил коэнзим Q10 из печени крысы и назвал это соединение «вездесущим хиноном» (ubiquitous quinone), потому что принял его за бензохинон с боковой цепью.
Два года спустя, в 1957-м, американский биохимик из Института энзимов при Висконсинском университете Фредерик Крейн получил то же самое вещество из тканей бычьего сердца.
Пролетел еще год, и полку первооткрывателей убихинона прибыло: директор Института биомедицинских исследований Техасского университета доктор Карл Фолкерс, вошедший в историю медицины помимо всего прочего как человек, доказавший существование витамина В6, установил точную химическую структуру убихинона и впервые синтезировал его.
При этом выяснилось, что сoenzyme quinone Крейна идентичен убихинону Мортона. Доктор Фолкерс первым из американских врачей получил разрешение департамента здравоохранения на применение коэнзима Q10 у кардиологических пациентов для укрепления сердечной мышцы и нормализации артериального давления.
Изучив содержание убихинона в тканях больных и здоровых, молодых и старых, Карл Фолкерс установил, что в юности наши клетки вырабатывают до 300 мг коэнзима Q10 в сутки, но после 30 лет его уровень в тканях начинает снижаться – в этом одна из главных причин старения и болезней. Они заявляют о себе, когда организм
недосчитывается 25 % убихинона, а при дефиците, равном 75 %, клетки начинают задыхаться и наступает смерть. Оценив по достоинству все эти данные, специалисты назвали открытие коэнзима Q10 одним из самых значительных в послевоенной истории.
  
В КОНЦЕ 1990-Х ВОЗНИКЛА МЕЖДУНАРОДНАЯ АССОЦИАЦИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ СВОЙСТВ КОЭНЗИМА Q10. НИ ОДНО ДРУГОЕ ВЕЩЕСТВО, ПРИМЕНЯЕМОЕ В МЕДИЦИНЕ, СТОЛЬ ВЫСОКОЙ ЧЕСТИ НЕ УДОСТАИВАЛОСЬ!

  
УВЕНЧАННЫЙ ЛАВРАМИ
Начатые в 1950-х исследования свойств и эффектов коэнзима Q10 не прекращаются до сих пор, принося все новые открытия. В 1967 году японский ученый из Осаки Юичи Ямамура впервые применил его в комплексной терапии хронической сердечной недостаточности. А в 1978-м американский биохимик Питер Митчелл был удостоен Нобелевской премии за описание процессов хемиосмотического фосфорилирования – проще говоря, за доказательство незаменимой роли коэнзима Q10
в энергетическом балансе клеток организма. Кстати, на убихинон Митчелл переключился с пенициллина, ведь в начале 1951 года будущий нобелевский лауреат получил степень доктора наук за изучение механизма его действия.
Поначалу практической ценности все эти знания об убихиноне не представляли, ведь его производство обходилось очень дорого и стоил он столько, что обычному человеку был не по карману. Но через 20 лет в Японии, а вслед за ней и в других странах, научились получать дешевый коэнзим Q10. Интересно, что в Стране восходящего солнца он входит в пятерку наиболее часто назначаемых средств: его принимает каждый третий японец. Российские медики из Научно-исследовательского центра Московской медицинской академии им. Сеченова тоже не остаются в стороне. Они активно исследуют коэнзим Q10 и подтверждают, что он помогает при лечении ишемической болезни сердца, сахарном диабете и ряде других заболеваний.
Зарегистрируйтесь сейчас и первыми читайте все самое актуальное и интересное на сайте Для вас:
  • экспертное мнение кандидатов и докторов наук
  • консультации юристов
  • советы бизнес-тренеров
  • подборки статей по интересующим вас темам