Журнал для фармацевтов и провизоров Выходит с 2000 г.

Эмоциональное обжорство

№ 12 | (стр. 66)
-
Нравится
0
Эмоциональное обжорство

Почему мы съедаем больше, чем нужно? И в итоге весим  гораздо больше положенного? Причины могут быть разными,  поэтому для каждого из нас главное – выявить свою. И скорректировать пищевое поведение.

Елена Байкова, кандидат медицинских наук, специалист по коррекции пищевого поведения
Подготовила Марина Фокина

Пациенты приходят к специалистам по снижению веса с одним желанием – стать стройнее. И им кажется, что причина их полноты абсолютно индивидуальна. Однако большинство проблем с перееданием можно разделить на несколько типов, и основные – в приведенных ниже примерах.
Ольга: «Иногда мне хочется плакать от себя самой: когда ем что-то вкусное, просто не могу остановиться. Если торт – то целиком. Если конфеты – то всю коробку. Плюс меня совершенно “ведет” от запаха и вида еды. Могу, проходя мимо пекарни, купить горячую булку. И тут же ее съесть. Всю. Хотя абсолютно не голодна – но аромат выпечки просто кружит голову и затуманивает мозг».
Люди, которые в этом примере узнали себя, могут с уверенностью отнести себя к тем, чье пищевое поведение психологи и диетологи называют экстернальным.
К еде такого человека подталкивают внешние факторы: новый продукт, который очень аппетитно выглядит в телевизионной рекламе, запах только что приготовленной пищи, привлекательный вид еды. Все это на самом деле отключает мозг. И человек ест, хотя не собирался этого делать и чувства голода не испытывает.
У представителей данного типа, как правило, далеко не сразу организм посылает мозгу сигнал о насыщении. В итоге они едят до тех пор, пока «стоп» не скажет переполненный желудок. И страдают от своего переедания не только психологически, но и чисто физически. А еще это те, кто едят за компанию: по каким-то причинам не могут отказать друзьям, родным, коллегам.
Анна: «Чем мне хуже – тем больше я ем. Стыдно даже. Нагрубили – тут же, как кролик, начинаю что-то жевать. Расстроилась – снова еда. С кем-то поругалась – опять хомячу что-то. А уж после развода ела почти полгода безостановочно, мела все подряд. Рыдала и ела. Итог – плюс 25 кг».
Такой тип пищевого поведения, приводящий к ожирению, называют эмоциогенным: мы «заедаем» свои эмоции, причем именно отрицательные, ибо положительные в компенсации едой не нуждаются, с ними и так хорошо. А вот скука, страх, печаль, тревога, одиночество – основные спусковые крючки эмоциогенного переедания. Как и стресс, вызванный этими или любыми другими причинами.
Ирина: «Я ем “приступами” и в это время себя ненавижу. И ужасно боюсь, что меня в такой момент кто-то увидит. Потому что зрелище отвратительное, когда женщина хватает из холодильника все подряд, жадно и торопясь. А когда “приступ” проходит – реву и ненавижу себя еще больше».
Перед нами – классический пример компульсивного переедания. Это одна из разновидностей эмоциогенного пищевого поведения. А по-другому ее называют «пищевым пьянством» – симптомы похожи. Если же такие набеги на холодильник совершаются исключительно вечером и ночью, говорят о «синдроме ночной еды».
Что вызывает такие «приступы»? Тот же стресс. Те же негативные эмоции. Просто, как правило, человек этого не осознает. И ему кажется, что жор накинулся на него внезапно. Но это не так. Это долго копившееся напряжение, которое не было снято чем-то другим и проявило себя таким образом.
Наталья: «С нетерпением жду климакса, не поверите! Потому что надоело страдать от ПМС. Мало того что настроение в эти дни дикое, так еще и толстею. Потому что постоянно хочу есть. И ем. Причем такие вещи ем, словно беременная: скажем, жирную копченую рыбу заедаю бутербродом с вареньем. В итоге, когда менструация начинается, я уже “в плюсе” килограмма на два. Так и живу: набираю и сбрасываю...»
Скорее всего, это предменструальная гиперфагия. Которая встречается у довольно большого количества женщин и связана с гормональными изменениями в этот период. Не зря идет сравнение с беременностью, ведь во время вынашивания плода гормональный фон тоже становится другим. Кстати, климакса в этом случае ждать вряд ли оправданно. Ведь это тоже гормональная перестройка. Поэтому, возможно, подобные пищевые причуды будут случаться и во время менопаузы.
Карина: «Постоянно делаю сама себе внушения: запрещаю есть сладкое, мучное, жирное. Какое-то время держусь. Худею. А потом – срыв. Набираю все, что сбросила, и даже больше. И снова по кругу. Хочется зашить рот!»
В такой кошмар обычно превращается жизнь тех, кто исповедует ограничительное пищевое поведение. То есть самостоятельно накладывает на себя те или иные пищевые запреты и табу. Или сидит на слишком жестких диетах. Итог, как правило, неутешителен. Потому что для гармоничной жизни и здоровья в рационе должно присутствовать все: и жиры, и углеводы (в том числе быстрые – из сладких фруктов, скажем), и хлеб. А всю жизнь сидеть на диете просто физически невозможно.
После того как мы разобрались с типами пищевого поведения, возникает главный вопрос: что делать?
К сожалению, единого «алгоритма», как изменить свое пищевое поведение, не существует. Эта зависимость сродни алкогольной. Наверное, самое правильное тут – обратиться к специалисту, который даст индивидуальные рекомендации, но надо понимать: следовать им нужно будет неукоснительно.

Зарегистрируйтесь сейчас и первыми читайте все самое актуальное и интересное на сайте Для вас:
  • экспертное мнение кандидатов и докторов наук
  • консультации юристов
  • советы бизнес-тренеров
  • подборки статей по интересующим вас темам