Журнал для фармацевтов и провизоров Выходит с 2000 г.

Столкновения не избежать

№ 5 | (стр. 56)
-
Нравится
1
Столкновения не избежать
Сергей Кузьмичев – ведущий тренер, руководитель московского филиала Центра водительских тренингов «Драйв Класс», психолог, обладатель сертификата тренера по стандарту TUV Rheinland, National Safety Council. Дорогие читатели, присылайте в редакцию свои вопросы по вождению автомобиля. На них отвечает профессиональный тренер Сергей Кузьмичев.

Психологи считают, что, когда столкновение неизбежно, водитель инстинктивно подставляет под удар либо переднюю правую дверь (не случайно кресло рядом с водителем называют «местом самоубийц»), либо заднюю левую.

А с точки зрения профессионала, какой частью машины лучше пожертвовать?
Эллина, Санкт-Петербург

Пожалуй, одно из самых неблагодарных дел — попробовать описать типичную ситуацию, когда столкновение машин неизбежно. Все аварии, а также степень и характер повреждений, причиненных машинам, абсолютно разные. Поэтому и классификация столкновений очень общая: фронтальное, скользящее, боковое. Общее здесь только одно: аварийная ситуация возникает и развивается за доли секунды и всегда случается неожиданно. Так что водителю просто некогда думать, какую часть машины лучше подставить под удар. Он действует рефлекторно.

А вот объяснить такое поведение нетрудно. Для этого нужно ответить на вопрос: у кого из сидящих в автомобиле людей меньше безопасного пространства? Конечно, у того, кто за рулем. Значит, он рискует больше других. Это известно любому автомобилисту. Поэтому в экстремальной ситуации он и стремится обезопасить именно себя.

Существуют ли упражнения для тренировки у водителя реакции на критические ситуации?
Виктория, Курск

Выходить из критических ситуаций можно и даже нужно. Этому обучают на курсе контраварийной подготовки. Но без опытного тренера, без специальной площадки и без обучающих программ успеха в таком деле не достичь.

Здесь громадное значение имеют опыт и мастерство инструктора. Хороший тренер контраварийного курса учитывает психологические и физиологические особенности своего ученика, его слабые и сильные стороны. В зависимости от этого строится обучение.

Очень часто при подъезде к перекрестку у меня возникает неуверенность: успею ли я проехать его на зеленый свет? Слышала, что многие сталкиваются с этой проблемой. Даже бывалые водители рассказывали, что порой затрудняются с принятием решения…
Диана, Тула

Да, согласен, проблема существует. И даже тот факт, что светофоры для водителя стали более информативными, ее не снимает. Во время управления автомобилем человеку постоянно приходится принимать то или иное решение, от которого зависит безопасность и окружающих, и его самого.

Сомнения за рулем влекут за собой огромный риск, так как мы движемся и ситуация вокруг постоянно меняется. Принятие решения при проезде перекрестка — процесс психологический. У водителей, как правило, в меньшей степени сформирован защитный (безопасный) стиль вождения. Большинство, приближаясь к перекрестку при разрешающем сигнале светофора, хочет успеть его преодолеть. Здесь и кроется первая проблема. Желание заставляет человека жать на газ, вместо того чтобы притормаживать и подготовиться к преодолению опасного участка.

Сформировать в себе философию безопасности — это первое. Дальше можно применять на практике дополнительно страхующее действие, которое можно назвать «принятие двух решений». Первое (предварительное) готовит водителя, позволяет ему проанализировать обстановку; второе (окончательное), позволяет самому себе дать ответ на вопрос, можно ли сейчас выезжать на перекресток.

Попробую показать это на примере. Представьте: я еду по дороге, через 200 метров перекресток, на котором я должен проехать прямо. Обзор у меня хороший, сигнал светофора держу в поле зрения постоянно, ситуация стабильная, опасностей нет. Задав себе вопрос: «А что, если?..», я предполагаю скорую смену сигнала светофора. Ведь цикл его работы зависит от сложности перекрестка.

Метров за 70 до перекрестка я принимаю первое решение — ехать; отпустив педаль газа, держу ногу над педалью тормоза. Машина по инерции снижает скорость. Я не мешаю другим водителям, так как скорость потока сохраняется. Второе и окончательное решение принимаю за 15 метров до точки невозврата, еще раз взглянув на светофор. И только в этом случае, визуально убедившись, что зеленый продолжает гореть, не мигая, я проеду перекресток безопасно. Важно, чтобы зеленый не начал мигать, когда я в пятнадцатиметровой зоне, потому что в этом случае я окажусь в точке невозврата перекрестка на запрещающем сигнале.

Не грех напомнить, что желтый сигнал считается запрещающим!

Зарегистрируйтесь сейчас и первыми читайте все самое актуальное и интересное на сайте Для вас:
  • экспертное мнение кандидатов и докторов наук
  • консультации юристов
  • советы бизнес-тренеров
  • подборки статей по интересующим вас темам