Журнал для фармацевтов и провизоров Выходит с 2000 г.

Cherchez le chat (Ищите кота (фр.)

№ 4 | (стр. 18)
-
Нравится
0
Cherchez le chat  (Ищите кота (фр.)
С изучения простейших мы начинаем школьное знакомство с зоологией. Однако обыкновенная амеба и инфузория-туфелька – вполне безобидные зверушки в сравнении с паразитами этого царства, вызывающими малярию, сонную болезнь или дум-дум. Заболевание, именуемое токсоплазмозом, многим людям знакомо понаслышке и ассоциируется у них с кошками. А между тем токсоплазма впервые была обнаружена вовсе не у наших мурлык.
Мухаммад Сайфуллин, к.м.н., РНИМУ им. Н.И. Пирогова


От Рима до Сан-Паулу


На западной окраине Рима, в районе, по расположению напоминающем московское Кунцево, прямо возле окружной дороги, вдали от любопытных туристов, находится улица Альфонсо Сплендоре. Улица с таким же именем есть и в одном из восточных муниципалитетов города Сан-Паулу. Фамилия Сплендоре не всегда что-то скажет даже людям с медицинским образованием, но в честь кого попало улицы в городах не называют.
   Альфонсо Сплендоре, как и всякий калабриец, был человеком эмоциональным и подвижным. Получив среднее образование в Неаполе, окончив медицинский факультет римского университета и защитив диссертацию, молодой врач увлекся тропическими заболеваниями, которые часто обнаруживались у соотечественников, вернувшихся из Бразилии.
   Далекая страна только-только обрела независимость, стремительно завоевывала рынки сбыта кофе, а Сан-Паулу стал «кофейной столицей». Через Атлантику потянулись выходцы из Европы, преимущественно итальянцы, да так активно и массово, что и сейчас в Сан-Паулу жителей итальянского происхождения насчитывается больше, чем, к примеру, в Милане. Попадая в жаркий и влажный бразильский климат, европейцы неизбежно сталкивались с новыми инфекционными заболеваниями, многие из которых к тому времени были еще не открыты и лечения не имели. Поэтому Бразилия представляла собой биологический Клондайк, привлекая врачей, энтомологов и микробиологов.
   Недолго думая, Альфонсо, устроившись корабельным врачом, переправился через Атлантику и оказался в госпитале Умберто I, открытом незадолго до его приезда при активной поддержке итальянской диаспоры. А вскоре и женился на дочери влиятельного в городе итальянца.


Лирическое отступление про кошек


Семейство кошачьих – обязательная и конечная цель для токсоплазмы, так как именно в кишечнике наших усатых происходит половое размножение паразита. После обмена генетической информацией и цикла деления новые токсоплазмы в виде ооцист выходят вместе с кошачьими фекалиями. При попадании в почву токсоплазмы могут в дальнейшем заселиться в организм другого млекопитающего: мышки, коровы, барашка. Чаще всего такое заражение протекает в виде бессимптомной инфекции – токсоплазмы по-тихому рассеиваются по организму, попадают в мышечную ткань и там впадают в спячку в ожидании нового звена цепи, любящего полакомиться сырым мясом (термическая обработка для одноклеточного создания губительна). Если таковым окажется кошка, то повторяется половой цикл. Если другое теплокровное животное – повторяется бесполый цикл. В том числе у человека, любящего стейк с кровью или шашлык с неполным прожариванием.
   У домашних кошек фекалии наполняют лоток с сорбентом, и заражение хозяев может произойти при его чистке. Но концентрация токсоплазмы в мясе, особенно в свинине или баранине, может намного превышать таковую в кошачьих испражнениях. Описаны редкие случаи заражения токсоплазмозом при пересадке органов и переливании крови. Поэтому не так уж виноваты кошки, как думают, но без них – никуда.



Лабораторная эпидемия


В тесной лаборатории – рабочий стол, на котором «в тесноте, да не в обиде» склянки с красителями и стекла с препаратами, пинцеты и петли, микроскоп и микротом. Жаркое лето.
   В подсобном помещении – клетки с томящимися кроликами, пожалуй, самыми удобными для опытов животными: едят все подряд, размножаются быстро, восприимчивы ко многим «человеческим» инфекциям. В те дни не требовалось ни сертификата, ни разрешения комиссии по этике, да и организации наподобие «Гринписа» не мешали. Ушастые животные служили для исследования грибковых поражений кожи: прикладываешь к побритому участку на шкурке соскоб от больного человека и ждешь. Если на этом месте шерстка облезает и кожа краснеет, то соскоб – заразный, а из очага поражения можно получить новую поросль грибка. Впоследствии, как правило, иммунная система кролика справлялась с болезнью, и животное возвращалось к перманентному жеванию травы и морковки.
   Благодаря кроликам Сплендоре впервые в Бразилии описал споротрихоз – тяжелое грибковое заболевание, способное поразить внутренние органы человека. Однажды в начале 1908 года после утреннего кофе ученый заглянул в виварий и заметил неладное. Шестеро кроликов, сидящих в разных клетках, начали себя вести странно: у всех пропал аппетит, в течение дня поднялась температура. В последующие несколько дней у животных увеличились животы, появились судороги в ногах. Это было похоже не на грибковое заболевание, а скорее на болезнь с названием «кала-азар», что в переводе означает «черная лихорадка».
   Как ни бился исследователь, кролики один за другим пали. Но от чего? Скальпель, микроскоп, срезы тканей, красители – все пошло в ход. В окуляре микроскопа открылись ткани, нашпигованные неким новым возбудителем, по форме напоминавшим луковицу. 19-04-2021 15-39-38.pngЧтобы удостовериться в открытии нового паразита, Сплендоре послал стекла самому Провачеку, открывателю сыпного тифа, который подтвердил: да, это новый возбудитель, еще неизвестный науке. Итальянский врач не знал, что в это время не менее известный его коллега, француз Шарль Николь, обнаружил в Африке идентичного паразита и в октябре 1908 года опишет его в журнале, отстав от Альфонсо на пару месяцев. А пока Сплендоре еще предстояло выяснить, что сотрудница больницы, подкармливавшая кроликов овощами со своего огорода, за две недели до вспышки неизвестного заболевания принесла домой котенка, что котенок очень быстро выбрал для туалета огородные грядки и что сорванные корнеплоды не были промыты, так как это не считалось необходимым для лабораторных животных…


Лирическое отступление про людей


У людей острый токсоплазмоз протекает чаще всего бессимптомно, обнаруживаясь впоследствии в виде антител – свидетелей перенесенной острой инфекции, после которой человек становится неопасным здоровым носителем токсоплазм. Иногда, особенно у детей, токсоплазмоз может протекать с длительным субфебрилитетом, увеличением печени, лимфатических узлов, поражением глаз. В такой ситуации необходимо проводить лечение.
   Самую большую опасность токсоплазмоз представляет для людей с иммунодефицитами, когда «спящая красавица» просыпается и может вызвать генерализованное заболевание с поражением головного мозга. Вторая группа риска – еще не родившиеся дети. При остром токсоплазмозе у беременных возможно инфицирование плода, способное завершиться выкидышем, преждевременными родами и множественными пороками развития. Именно поэтому перед беременностью женщин обследуют на токсоплазмоз, и если антитела не обнаруживаются, то будущим мамам категорически рекомендуют избегать приблудных кисок и употребления недостаточно термически обработанного мяса. В качестве препаратов для подавления активности токсоплазм используются антибиотики ко-тримоксазол и спирамицин. В зарубежных странах эффективно применяются пириметамин и сульфадиазин, но в России эти 19-04-2021 16-02-27.jpgлекарства пока что не зарегистрированы.
   Как и любой уважающий себя паразит, токсоплазма очень умная, но умеет прикинуться примитивным одноклеточным животным. К примеру, в опытах над мышами было продемонстрировано, что зараженные токсоплазмой грызуны перестают шарахаться от запаха кошачьей мочи, наоборот, для них аромат становится притягательным. Это расценивается как выработанное эволюцией влияние токсоплазмы на головной мозг, направленное на скорейшее попадание в организм кошки.
   Одно время была популярна гипотеза паразитолога академика В. Сергиева о влиянии токсоплазмы на поведение человека, вследствие которого у нас снижается чувство самосохранения и даже развивается... шизофрения. Пока что эта гипотеза не нашла убедительных доказательств. Да и не хочется верить, что нашим поведением руководит какой-то паразит.


Послесловие


Госпиталь Умберто I принимал пациентов до 1993 года, пока наконец не обанкротился и не закрылся. Заброшенное здание приобрело дурную славу из-за собиравшихся в нем людей неопределенного рода занятий, но городские власти, взяв ситуацию под контроль, обещали провести реставрацию. Проводят до сих пор...


Зарегистрируйтесь сейчас и первыми читайте все самое актуальное и интересное на сайте Для вас:
  • экспертное мнение кандидатов и докторов наук
  • консультации юристов
  • советы бизнес-тренеров
  • подборки статей по интересующим вас темам