- экспертное мнение кандидатов и докторов наук
- консультации юристов
- советы бизнес-тренеров
- подборки статей по интересующим вас темам
Хорьковая хворь

И в открытии вируса гриппа человечеству помог… хорек.
Мухаммад Сайфуллин, к. м. н., доцент кафедры инфекционных болезней РНИМУ им. Н.И. Пирогова
Свое имя – грипп (grippe) – болезнь имеет с 1776 года. В России это слово считается французским. Правда, сами французы сваливают все на германское происхождение, а немцы, в свою очередь, ссылаются на русское слово «хрип». У англичан заболевание известно как influenza, или уменьшительно-ласкательно «флю», перескочившее в Британию из итальянского выражения influenza di freddo – «под влиянием холода». По всей видимости, очередная эпидемия заболевания, случившаяся в конце Семилетней войны, способствовала смешению европейских языков, отчего и произошел гриппозный Вавилон.
Грипп и войны
В конце XIX века бактериолог Пфейфер, пытаясь найти возбудитель, обнаружил в телах умерших бактерию и даже назвал ее Haemophilus Influenzae, приписав ей все страдания человечества. Впоследствии микроб был частично оправдан: гемофильная палочка часто осложняет течение гриппа, но возбудителем его никогда не была.
А вот причиной эпидемии, возникшей в конце Первой мировой войны, уже точно был вирус гриппа. Но и тогда не обошлось без политики: Испания в мировой бойне замечена не была, поэтому цензура касалась только жизни королевского двора. И хотя в странах Тройственных согласий и союзов людей от болезни полегло намного больше, грипп был наречен испанским в связи с его первым упоминанием на Пиренейском полуострове.
В начале XIX века вирусное происхождение пандемии только предполагалось по ее стремительному распространению. Лишь спустя 80 лет геном «испанки» был выделен от погибших от нее и похороненных в районах вечной мерзлоты, позволившей вирусу сохраниться.
Устройство вируса
Вирус гриппа относится к семейству ортомиксовирусов, к которому принадлежат еще несколько «родственников», локально циркулирующих в некоторых регионах планеты и… передающихся клещами. Фрагментированная РНК вируса гриппа легко подвергается мутациям, приводящим к изменению структуры вирусных белков, меняющих вирион до его неузнаваемости иммунной системой. Известные модификации белков обозначают цифрами, что и дает имена вирусам: H1N1, H3N2 и так далее. Гемагглютинин (аббревиатура H) служит ключиком для внедрения вируса внутрь клетки. А чтобы замедлить кровоток в районе «высадки десанта», гемагглютинин склеивает эритроциты, тем самым создавая «плотину» в кровеносном сосуде. Нейраминидаза (N) выступает в роли проходного щита, прокладывая вирусу путь сквозь соединительную ткань. Изменчивость заставляет медиков ежегодно пересматривать состав вакцин, включая актуальные штаммы вируса. А нас – каждую осень подставлять плечо под очередную прививку.
Британские ученые доказали…
Прошла война, перекроившая Европу. Но ни мировые революции, ни создание Коминтерна с Лигой Наций не приблизили открытие вируса. А в 1933 году Европу посетила очередная эпидемия. Английское правительство поставило задачу: во что бы то ни стало добыть вирус. Вирусологи Уилсон Смит, Кристофер Эндрюс и Патрик Лейдлоу взялись за дело. Лаборатория в пригороде Лондона Милл-Хилле напоминала Ноев ковчег: в нее собрали крыс, мышей, обезьян, морских свинок, лошадей, коров, собак, кошек и даже рептилий. Идея была проста: взять материал от больных и заражать им зверушек. Авось кто-нибудь и заболеет.
Проходили недели, но собаки продолжали радостно тявкать и вилять хвостами при виде исследователей, кошки – на них шипеть, лошади – ржать, а обезьяны – гримасничать. И никто не собирался болеть. Дело почти дошло до отчаяния, но ученым внезапно улыбнулась удача. Во время одного из обходов «ковчега» Уилсон Смит решил посмотреть отчего-то взгрустнувшего хорька. Взяв зверька в руки, ученый почувствовал неестественно теплые лапки. Потрогал носик – горячий. Несколько секунд зверушка смотрела на человека несчастными глазами и вдруг внезапно издала несколько тоненьких «пчи-пчи-пчи», изрядно обдав Смита брызгами слюны. Вернувшись в клетку, хорек еще раз фыркнул и обиженно забился в угол. Вернувшись в кабинет и умывшись, Смит созвал коллег. Сообразив на троих, вирусологи решили взять новоявленного пациента под наблюдение, а заодно заказать у министерства еще несколько десятков его родичей. Но случившееся через два дня было не менее удивительно: проснувшись утром, Смит почувствовал неестественный для февраля холод, головную боль и предательское першение в горле. А шкала градусника стремительно уползла за 100 градусов по Фаренгейту (38 °С). Кое-как добравшись до лаборатории, Смит сдался коллегам и сам стал подопытным, предоставив свою носоглотку для забора биологического материала.
Кровь выздоровевших животных содержала антитела, предотвращающие заболевание у зараженных. Именно благодаря этим мелким хищникам был получен вирус гриппа А.
Новые вызовы
Дальнейшее было делом техники. Последовательное заражение еще 48 хорьков у всех вызвало типичное заболевание. Кровь выздоровевших животных содержала антитела, предотвращающие заболевание у зараженных. Именно благодаря этим мелким хищникам был получен вирус гриппа А. Вскоре той же группой вирусологов было установлено, что грипп растет на куриных яйцах, и уже не требовались ни хорьки, ни другие животные для получения вируса в производственных масштабах. Уже через 3 года в СССР и Англии были начаты испытания экспериментальных вакцин. Но коммерческая вакцина от гриппа стала ровесницей и землячкой атомной бомбы – была зарегистрирована в США в 1945 году.
Во второй половине XX века мир обошли еще несколько пандемий, но возможность быстрого воспроизведения вирусов позволяла принимать своевременные контрмеры. Последний мировой тур гриппа прошел в 2009 году. Благодаря взаимодействию стран вакцина была создана уже через 2 месяца после обнаружения вируса. Однако и эта пандемия была не последней…
Похожие статьи

