Журнал для фармацевтов и провизоров Выходит с 2000 г.

Вездесущий витамин

№ 10 | (стр. 16)
-
Нравится
0
Вездесущий витамин
Новичков от бывалых обитателей пляжа легко отличить по цвету кожи. Коварство солнечных ожогов в том, что они появляются не сразу, а спустя некоторое время. Желая моментально забронзоветь, некоторые столь усердствуют, что через несколько часов после солнечной ванны ни на спине, ни на животе, ни на боках не остается здорового места. Телесные муки продолжаются несколько дней, покуда вырабатывается меланин и попутно отслаивается сгоревшая кожа.
М. Сайфуллин, к.м.н., РНИМУ им. Н.И. Пирогова


Солнце, кефир и витамины

15-10-2021 13-33-16.jpgПричина солнечного ожога – повреждение клеток высокоактивным ультрафиолетовым излучением. Обладая большой энергией, ультрафиолет «выбивает» электроны из атомов, превращая их в активные радикалы, стремящиеся вступить в химическую реакцию. Высвобождение кислородного радикала приводит к изменению внутренней среды клетки и остановке биохимических реакций. Наружная мембрана становится проницаемой, цитоплазма вытекает наружу, обрекая клетку на смерть. Погибая, она выделяет цитокины – SOS-сигналы, привлекающие лейкоциты. Начинается воспаление, проявляющееся сначала краснотой, болью, а чем дальше – тем глубже: при поражении глубоких слоев кожи образуются пузыри. И пока менее пострадавшие области приобретают привлекательную смуглость, в зонах глубокого повреждения происходит регенерация нового слоя, имеющего девственно-бледный цвет. В результате
на теле получаются причудливые узоры из участков загоревшей и бледной кожи.
Лечение солнечных ожогов, в том числе и «кефиротерапия», основано на подпитке поврежденного эпидермиса необходимыми веществами, одним из которых оказалась пантотеновая кислота – витамин В5. Как только этот факт был установлен, появились наружные средства, содержащие пантотенат. Опытные загоральщики обязательно имеют такой тюбик в своем багаже, но не задумываются о механизме действия лекарства.


А и Б                                      

15-10-2021 13-33-04.jpgДогадки о содержании в пище незаменимых 15-10-2021 14-00-58.pngвеществ появились еще во времена Наполеона Бонапарта. В отсутствие технологий для структурного анализа того или иного ингредиента можно было лишь строить теории, которые подтвердились только в 20-х годах XX века. В 1912 году польский химик Казимир Функ первым ввел термин «витамин». Но тут началась Первая мировая война, и заказы от государств пошли на разработку смертоносного оружия, а не на улучшение рациона солдат, страдавших от авитаминоза. Хотя уже было известно, что рыбий жир, квашеная капуста и нешлифованный рис надежно защищают от куриной слепоты, цинги и бери-бери.

Понятия о «жирорастворимом витамине А» и «водорастворимом витамине В» возникли уже в 1920 году, и тысячи химиков, получивших опыт во время войны, взялись за изучение действующих веществ. В течение 20-х годов химикам и биологам стало понятно, что субстанция, изначально названная витамином В, содержит несколько активных химических веществ.


Встречающаяся всюду

15-10-2021 13-49-39.png1931 год был не самым легким в Соединенных штатах. Экономическая депрессия проникла во все сферы жизни, в том числе было урезано финансирование научных и учебных центров. Однако молодой химик Роджер Уильямс продолжал работу, не замечая упадка в стране: с одной стороны, его увлекали новые эксперименты, а с другой – подопытные дрожжевые грибки Saccharomicettus были одними из самых неприхотливых на Земле и не требовали больших финансовых вложений. Для их роста нужно немного тепла, несколько граммов сахара и щепотка витаминов.
Экстракт из рисовых отрубей, излечивающий от бери-бери, помимо тиамина, к открытию которого был причастен Роберт Уильямс, старший брат Роджера, содержал целую гамму химических соединений. В том числе некую слабую кислоту, нейтрализация которой превращала дрожжевые грибки в лентяев, не желающих размножаться. Выделив кислоту, Роджер начал отдельно добавлять ее в различной концентрации в культуру дрожжей, регистрируя помутнение лучом нефелометра. Уже при концентрации кислоты 0,2 мг/л дрожжи пробуждались и начинали усердно делиться, превращая прозрачную среду обитания в мутный бульон. Однако установить формулу Роджер своими силами не мог и обратился за помощью к коллеге – будущему двукратному нобелевскому лауреату Лайнусу Полингу.
Кристаллографический анализ позволил окончательно установить формулу вещества. Куда бы ни заглянул Уильямс: в растения, продукты питания – везде находил открытую им кислоту. И название ей было дано соответствующее (panthoten – «встречающийся повсюду»). Как потом оказалось – очень подходящее название также и в том смысле, что в организме человека (да и других живых существ) эта кислота выполняет множество разных функций и участвует в основных биохимических реакциях, поддерживающих гомеостаз.


Дирижер цикла Кребса

15-10-2021 13-51-58.pngК середине тридцатых годов стало известно, что пантотеновая кислота – неотъемлемый компонент каждой живой клетки. У кур, лишенных ее в рационе, развивался дерматит – начинали вылезать перья, кожа сохла, трескалась и воспалялась. Но по-прежнему оставался неразрешенным вопрос о функциях пантотеновой кислоты в клетке.
Потом случилась Вторая мировая. Пантотеновая кислота не представляла интереса для военных, но нашлись два ученых, эмигрировавших из нацистской Германии: Фриц Липман и тот самый Ганс Адольф Кребс, снящийся студентам-медикам в страшных биохимических снах. Первый обнаружил кофермент А, а второй вписал его в цикл, названный позже его именем. В этом лесу химических формул пантотеновая кислота оказалась составной частью кофермента А, выполняющего роль дирижера в биохимическом концерте: в зависимости от надобности переключает синтез или расщепление липидов и катализирует реакции цикла Кребса.   


На личном примере

Роджер Уильямс тем временем принял участие в открытии новых витаминов: липоевой и фолиевой кислот, а также пиридоксина (витамина В6). Изучение свойств витаминов натолкнуло Роджера на изучение диет, он стал активным пропагандистом здорового питания и написал ряд книг, завоевавших популярность у апологетов здорового образа жизни. Слова не расходились с делом – и ученый всю жизнь придерживался строгих правил в питании, а прожил он 95 лет.
В своих трудах Уильямс подчеркивал биохимическое разнообразие людей и важность изучения их различных внутренних требований к окружающей среде через призму питания. По словам Уильямса, в основу нового подхода к питанию лег следующий тезис: «Питательная микросреда клеток нашего тела имеет решающее значение для нашего здоровья, а недостатки в этой среде являются основной причиной болезней».

Зарегистрируйтесь сейчас и первыми читайте все самое актуальное и интересное на сайте Для вас:
  • экспертное мнение кандидатов и докторов наук
  • консультации юристов
  • советы бизнес-тренеров
  • подборки статей по интересующим вас темам