- экспертное мнение кандидатов и докторов наук
- консультации юристов
- советы бизнес-тренеров
- подборки статей по интересующим вас темам
Витамин, оказавшийся гормоном
22.07.2021 № 6-7 | (стр. 17)
-
Нравится
2

Витамины – вещества, которые не всегда вырабатываются в организме, но необходимы для его полноценного существования. Возможно, когда-то у наших предков они синтезировались сами, но со временем, благодаря изменчивости и мутациям в геноме, эта способность была утрачена.
В этом смысле витамин D нельзя отнести к истинным витаминам, так как он отлично вырабатывается в коже – но только под действием ультрафиолетовых лучей.
Мухаммад Сайфуллин, к.м.н., РНИМУ им. Н.И.Пирогова
Бич Европы

Как ни странно, заболевание может возникнуть и у других млекопитающих. В опытах на собаках в 1918 году было доказано лечебное действие трескового жира при рахите, которое предположил еще в XIX веке норвежский фармаколог Петер Мёллер. Увеличение в рационе продуктов, богатых рыбьим жиром, приводило к исчезновению симптомов рахита. Но печень трески еще и крайне богата витамином А, при хронической передозировке которого возникал гипервитаминоз А, вследствие чего прием рыбьего жира ограничивался. Стало очевидным, что в рыбьем жире есть некая антирахитическая субстанция, получить которую в чистом виде пытались многие ученые.
Педиатр, физиолог и химик
В это же время американский физиолог Альфред Хесс провел эксперимент по профилактике рахита у младенцев в Нью-Йорке. Исследование было настолько успешным, что станция по раздаче рыбьего жира превратилась в самостоятельную клинику питания в 1917 году. Узнав о работах немецкого коллеги, Хесс начал облучать ультрафиолетом пищевые продукты и установил, что облученное масло обладало выраженным противорахитическим эффектом. Но Хессу недоставало знаний химии, и он пригласил для работы Адольфа Виндауса. Немецкий химик в свое время намеренно отказался от главного тренда эпохи – изучения отравляющих газов и сконцентрировался на изучении стеринов – веществ, обнаруженных у животных, растений и грибов. И если у животных они представлены холестерином и его производными, то у растений стерины входят в состав токсичных для человека алкалоидов. Это тоже можно было использовать в интересах государства, и химика оставили в покое.
Две стороны медали
Изначально считалось, что прерогатива витамина D – фосфорно-кальциевый обмен, а нормальная концентрация – 30 нг/мл. Вскоре было установлено, что гипервитаминоз D не менее опасен, чем его недостаточность. В начале 90-х был инцидент в Тюмени, связанный с массовым острым отравлением растительным маслом, содержавшим высокую дозу холекальциферола. У заболевших отмечалось поражение почек – от бессимптомного до тяжелой почечной недостаточности. При длительном употреблении витамина D с небольшим превышением суточной дозировки развивается хронический гипервитаминоз D, при котором помимо поражения почек могут возникнуть нарушения стула, тошнота, боли в костях, снижение массы тела, эмоциональная лабильность. Симптомы связаны с гиперкальциемией и исчезают после отмены приема витамина и коррекции уровня кальция в крови.
Секрет – в грибах
Идея была проста: есть некое вещество, его нужно облучать ультрафиолетом, под действием которого образуется искомый элемент. А эффективность легко проверялась на подопытных собаках. Начали с молекулы холестерина – не получилось. С желчными кислотами – эффект тот же. Для исследования брались стерины, производимые различными животными, растениями, грибами. Работа увлекала, проходили недели, были пересмотрены десятки соединений, и в один из дней в холестерине была замечена незначительная примесь, реагирующая на ультрафиолет. Ею оказался эргостерин – вещество, вырабатываемое грибами. При его облучении образовывался эргокальциферол, оказавшийся в 10 000 раз эффективнее рыбьего жира. Работа была опубликована в 1927 году, и уже через год Адольф Виндаус был удостоен Нобелевской премии по химии. В своих воспоминаниях Виндаус писал: «Ни с одним другим витамином процесс исследования не шел такими странными и мучительными путями».
Новые открытия

Многие специалисты считают принятую ранее концентрацию вещества в сыворотке недостаточной, высказывая мнение, что организм будет более функциональным при концентрации 60–100 нг/мл (и даже превышающей эти значения). Помимо заболеваний, непосредственно связанных с нарушением кальциевого обмена, производители витамина D находят ему применение в других областях. На сайте ВОЗ опубликованы данные клинических исследований о профилактической эффективности кальциферола при ОРВИ (правда, со многими оговорками и в основном у детей). Свалившаяся на наши легкие пандемия COVID-19 заставила многих людей хвататься за любую профилактическую соломинку, вследствие чего препараты кальциферола обрели неимоверную популярность.
Аргументом против признания кальциферола панацеей может служить тот факт, что достичь высокой концентрации витамина в крови, только употребляя атлантическую семгу и загорая на солнце, практически невозможно – человек вынужден принимать дополнительно препараты, содержащие витамин. Второе contra: если такие дозы действительно необходимы, то как же человечество прожило несколько тысяч лет в столь глубокой витаминной недостаточности? Поэтому в ближайшие годы дискуссии и поиски будут продолжены. Но, несомненно, открытие структуры кальциферола оказалось одним из самых важных достижений медицины XX века, а недостаток витамина D действительно ощутимо сказывается на здоровье человека.