Журнал для фармацевтов и провизоров Выходит с 2000 г.

Ужас мамы

№ 10 | (стр. 90)
-
Нравится
1
Домашнее задание – это, пожалуй, главная страшилка для всех родителей школьников. Еще бы: сначала надо заставить ребенка его выполнить, потом найти в себе силы после работы проверить выполненное, обнаружить кучу недоделок и ошибок, исправить все самим (сил на объяснения обычно к вечеру не остается) и при этом не убить свое чадо. И так минимум 6 дней в неделю на протяжении 11 лет.
Анна Соколова, психолог

Может ли быть по-другому? Как ни странно, да. Главное условие – не доводить ситуацию до критической и забыть фразы типа: «Мои родители никогда мне не помогали, я справлялся сам. А ты что, тупой?» Дело в том, что современный образовательный процесс, кто бы что ни говорил, требует от мам и пап почти 100-процентной вовлеченности. Поэтому смиритесь и примите как данность: любому ребенку требуется ваша помощь при выполнении домашнего задания. Разница тут лишь в длительности: кто-то из школьников быстро учится самостоятельности, а кто-то нуждается в контроле до 11-го класса.
Запомните: учить самостоятельности надо не только в бытовых вопросах, но и в отношении учебного процесса.

ПРОБЛЕМА 1.
РЕБЕНОК ПРОСТО НЕ ПОНИМАЕТ, ЗАЧЕМ ДЕЛАТЬ УРОКИ
К слову говоря, многие мамы и папы – тоже. Поэтому хорошо бы сначала разобраться самим.
• Домашнее задание – это и есть приобретение навыков самостоятельной работы. То есть в школе учитель объясняет новую тему сразу всему классу, не имея возможности отследить, насколько хорошо каждый из учеников ее понял. Позже, дома, ребенок возвращается к теме, стараясь во всем разобраться и ликвидируя пробелы. Ведь потом будет контрольная, на которой ему придется самому отвечать за себя.
• Повторение – мать учения. Объяснения педагога включают так называемую «кратковременную память». И потом вдруг выясняется странное: в школе вроде все понял, а копни глубже, и знания окажутся отрывочными. Возвращаясь к новой теме спустя какое-то время, любой человек вникает в подробности, находит причинно-следственные связи и в итоге запоминает информацию надолго.

ПРОБЛЕМА 2.
ОТСУТСТВУЕТ АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ
Любое дело становится проще, если вы понимаете, как к нему подступиться. С домашним заданием 
абсолютно та же история. С первых дней первого класса приучайте школьника действовать определенным образом.
• Раз и навсегда определяем время, когда нужно сесть за уроки. Объясните: это закон, нарушить который можно только из-за катастроф: пожара, цунами и т. п. Заодно научите ребенка пользоваться часами.
• Организуем рабочее место – только за ним все и должно происходить. Поэтому стол и стул подбираем максимально удобные, все лишнее – с глаз долой, а все необходимое (ручки, линейки, калькулятор, тетради, учебники и подставка для книг) должно быть всегда под рукой, чтобы в процессе не отвлекаться.
• Определяем порядок действий: с чего начинаем выполнение заданий и чем заканчиваем. Тут все зависит от индивидуальных особенностей: кому-то проще сначала сделать легкие задания, чтобы потом сосредоточиться на сложных. А кто-то быстро утомляется, поэтому в первую очередь все силы должен бросить на то, что труднее дается.
• Санкционируем «переменки». Даже подростку нелегко выполнить все, что задано, за один присест, что уж говорить про малышей. Поэтому сразу договариваемся, как часто можно делать перерыв и чем в этом перерыве заняться. Ясно, что компьютерные игры и телевизор на переменках не разрешены, но вот попить чаю или даже немного погулять – это пожалуйста!

 ПРОБЛЕМА 3.
САМ ИЛИ ВМЕСТЕ?
Перед нами – ключевой вопрос. Школьные психологи обычно советуют поступать так. Дайте малышу возможность сначала самому попытаться выполнить задание по тому или иному предмету. А проверяйте уже вместе с ним.
Важно: проверять – это не то же самое, что орать и обвинять!
Ваша задача – дать ребенку почувствовать его собственные возможности и увериться в них. Поэтому не придирайтесь! А вот повод похвалить за что-то обязательно найдите. Постепенно снижайте степень своего участия: мама должны быть где-то рядом, чтобы дисциплинировать своим присутствием и проверить то, что получилось в итоге.
Наша конечная цель такова: родители привлекаются к выполнению домашнего задания лишь в том случае, когда выясняется, что школьник в чем-то не может разобраться самостоятельно.
Когда вам покажется, что пробел в знаниях ликвидирован, попросите ребенка выполнить похожее задание – так вы убедитесь, что он действительно больше не испытывает трудностей в данном вопросе.

 ПОДСКАЗКИ ДЛЯ МАМЫ
• Если малыш часто отвлекается от выполнения домашнего задания, поставьте перед ним часы и договоритесь, какой объем работы должен быть выполнен за конкретное время. При этом, конечно, будьте благоразумны и не требуйте невозможного.
• Традиция советского воспитания переписывать домашнюю работу до тех пор, пока она не будет выглядеть идеально, себя не оправдала. Давно всем ясно: ничего, кроме переутомления, это детям не приносит. А отсюда – новые ошибки и помарки.
Да, поощрять небрежность не стоит, но и фанатизм тут будет лишним. Вы же не хотите выработать у малыша чувство ненависти к учебному процессу?
• Черновик – штука полезная. Но нет смысла сначала всю работу выполнять в нем, чтобы потом переписать набело. Мы уже договорились, что мартышкин труд – не наш выбор. Пусть ребенок потренируется выполнять в черновике лишь самые трудные для него действия.


Зарегистрируйтесь сейчас и первыми читайте все самое актуальное и интересное на сайте Для вас:
  • экспертное мнение кандидатов и докторов наук
  • консультации юристов
  • советы бизнес-тренеров
  • подборки статей по интересующим вас темам