- экспертное мнение кандидатов и докторов наук
- консультации юристов
- советы бизнес-тренеров
- подборки статей по интересующим вас темам
Эпидемия COVID-19: двойной удар по микробиоте (Обзор литературы)
20.09.2021 № 8-9 | (стр. 9)
-
Нравится
0

Весь мир – и это не будет преувеличением – отчаянно борется с новой коронавирусной инфекцией. Но она пока и не думает сдавать свои позиции, более того, появляются все новые проблемы, с ней связанные. Одна из них – реабилитация пациента после перенесенного заболевания. В частности, восстановление микробиоты кишечника – проблема массовая, крайне актуальная, требующая пристального внимания специалистов.
Дарья Дмитриева
Первый удар по кишечнику: вирус

Сегодня этому нашлось много клинических подтверждений. По данным зарубежных исследователей, значительная часть пациентов госпитализируются с гастроинтестинальными симптомами (26–50,5 %). Диарея присутствовала у трети больных, рвота – у 3,9 %. У каждого пятого диарея является первым симптомом болезни. Длительность диареи колеблется от 1 до 14 дней. У большинства пациентов гастроинтестинальная симптоматика сочетается с бронхопульмональной2.
Объяснение найдено: функциональным рецептором SARS-CoV является АПФ2, именно он имеет решающее значение для проникновения вируса в клетки. АПФ2 широко распространен в различных органах человека, включая слизистые оболочки полости рта и носа, носоглотку, легкие, тонкий кишечник, толстую кишку, почки, селезенку, печень и мозг3. Высокая экспрессия АПФ2 в кишечном тракте делает тонкий и толстый кишечник очень восприимчивыми к SARS-CoV-2, что опосредованно, путем активации различных биохимических механизмов, приводит к изменению микробиоты кишечника, вызывая его воспаление3.
Второй удар: антиковидная терапия

В результате применения комбинаций антибактериальных препаратов (иногда в максимально возможных дозировках) у человека может развиться антибиотик-ассоциированный колит (ААК). Для людей непосвященных может показаться удивительным, что ААК – это инфекционное воспалительное заболевание толстой кишки. Да, несмотря на причину – антибактериальную терапию, – возбудителями данного колита могут быть Clostridium difficile, Clostridium perfringens, Klebsiellа охуtoса, Sаlmonellа sрр., Staphуlососсus аurеus, Cаndida spp. Эти патогенные микроорганизмы, часто обладающие устойчивостью к используемым в клинике антибиотикам, быстро размножаясь, занимают место, освободившееся после погибшей полезной микрофлоры кишечника. Они вызывают заболевание, клиническая картина которого может варьировать от кратковременной диареи до тяжелых форм, характеризующихся образованием на слизистой оболочке кишки фибринозных бляшек3. Следует отметить, что наиболее тяжелые формы ААК вызывает C. difficile: псевдомембранозный колит (ПМК), Cl. difficile-ассоциированный колит3.
Псевдомембранозный колит – тяжкое наследие антибактериальной терапии

Среднетяжелая форма: частота стула до 10–15 раз в сутки, он водянистый, со слизью; боль в животе, ложные позывы, тенезмы, вздутие живота; слабость, тошнота, рвота; температура может повышаться до 38°С.
Тяжелая форма характеризуется диареей до 20 раз в сутки со слизью и примесью крови в испражнениях; интенсивной, схваткообразной, усиливающейся перед дефекацией болью в животе; постоянной тошнотой, рвотой, анорексией, тенезмами. Происходит повышение температуры тела до 39–41°C, появляются выраженные изменения в крови.
И легкие формы ПМК требуют обязательного лечения, не говоря о среднетяжелых и тяжелых, которые представляют серьезную угрозу для здоровья пациента. Терапия преследует две основные цели: необходимо купировать воспалительный процесс в кишечнике и санировать кишечник от спор C. difficile. Несмотря на то что антибиотики чаще всего служат причиной развития данного заболевания, именно антибактериальная терапия является неотъемлемой частью стандартной базисной терапии ПМК, проведение которой ограничивает колонизацию кишечника C. difficile и купирует воспалительные изменения в нем4.
На высшем уровне

«Использование пробиотических препаратов в качестве дополнительной терапии при различных состояниях практикуется весьма широко, в т. ч. обсуждается их возможный благотворный эффект при лечении пациентов с COVID-19. При COVID-19 их назначение во время и/или после антибактериальной терапии для профилактики и лечения различных побочных эффектов имеет более чем убедительную доказательную базу. Как правило, в качестве пробиотиков используются препараты, содержащие различные виды и штаммы бифидобактерий и лактобактерий. Важно подчеркнуть, что применение пробиотиков для профилактики антибиотик-ассоциированной диареи достоверно более эффективно, если они назначаются как можно раньше с момента приема первой дозы антибиотика».
Кроме того, современные исследования подтверждают: потребление пробиотиков здоровыми людьми может улучшать функцию эпителия кишечника, повышая сопротивляемость инфекциям. Для ряда пробиотиков подтверждена способность усиливать эпителиальную барьерную функцию. Одновременно микроорганизмы-пробиотики могут самостоятельно подавлять рост патогенных микроорганизмов5.
Поскольку микробиота кишки играет одну из основных ролей в поддержании жизнеспособности макроорганизма при взаимодействии с факторами окружающей среды: способствует созданию и сохранению иммунитета, обеспечению колонизационной резистентности, синтезу иммуноглобулинов, созреванию и функционированию иммунокомпетентных комплексов и пр.6, крайне важно заботиться о сохранении ее качественного и количественного состава. Коррекция дисбиотических нарушений достигается с помощью управляемого микробиоценоза – традиционными обязательными диетическими мерами, деконтаминацией патогенной или условно-патогенной микрофлоры антисептиками или невсасывающимися антибиотиками, биотической терапией про-, пре- и метабиотиками, а также широко изучаемой сейчас внутрикишечной трансплантацией живой донорской микробиоты6.
