Журнал для фармацевтов и провизоров Выходит с 2000 г.

Управленческая карусель

№ 10 | (стр. 11)
-
Нравится
0
Вступая в должность руководителя аптеки, вам прежде всего нужно суметь согласовать четыре переменных фактора: себя как руководителя, задачи, ситуацию и коллектив. В идеале все факторы должны соответствовать друг другу, но… в каждой избушке – свои игрушки… Словом, вы сталкиваетесь с различными проблемами, которые с наскока не решить.
Подготовила: Нина Соколова

По данным опроса заведующих аптеками, самый сложный объект управления – это родственник или друг собственника аптечной сети. Что делать руководителю,
который обнаружил у себя в аптеке такого сотрудника?

  
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОЧНОСТЬ
Прежде давайте вместе разберемся в тонкостях функционирования семейного бизнеса. Многие современные российские аптечные сети начинались с маленьких семейных предприятий. Одни из них со временем раздробились на несколько конкурирующих друг с другом компаний, вторые прекратили существование, а третьи живут и здравствуют по сей день.
Главное преимущество семейного бизнеса – высокий уровень личного доверия и устойчивые эмоциональные связи. Родственные отношения придают формальным вертикальным и горизонтальным связям дополнительную прочность.
Рассмотрим некоторые типы семейных предприятий.

  
ВЛАДЕЛЬЦЫ – СУПРУЖЕСКАЯ ПАРА
Общие цели семейной аптеки, созданной мужем и женой, – это обретение финансовой независимости. Когда мотивация к достижению этих целей одинаково велика у обоих, пара живет в любви, уважении и согласии. Супруги правильно выбрали сферу деятельности.
Главный закон семейных бизнес-систем, от которого зависит развитие и процветание бизнеса, – приоритет супружеских отношений над деловыми.
Если отношения построены на диктате одного из супругов, то возникают серьезные проблемы, которые снижают финансовые показатели и способствуют
возникновению кризисов в аптечной организации. А если супружеская пара по каким-то причинам вдруг распадается, бизнес приходит в упадок или угасает совсем.
Как правило, в таких аптеках на разных должностях работают родственники и подруги жены.

  ***
«Моя любовница – власть!»
Наполеон Бонапарт

 
***
Змея попросила черепаху перевезти ее через реку. Плывут они и думают... 
Змея: «Так бы и укусила, но ведь утопит!»
Черепаха: «Так бы и утопила, но ведь укусит!»
Анекдот


РОДСТВЕННИК-ИНВЕСТОР
Часто в таком семейном бизнесе наблюдаются проблемы в отношениях между инвестором и семейной парой. Противоречия, как правило, чреваты управленче-
ским кризисом. Инвестор начинает вмешиваться во внутренние дела аптечного предприятия, решает какие-то вопросы за спиной собственников, раздает приказы персоналу, требуя от всех подчинения на том основании, что «здесь все – мои деньги».
В таком формате семейного бизнеса руководитель может обнаружить у себя в подчинении не только родственников и друзей инвестора, но и его «агентов влияния» (сотрудники, выполняющие особые тайные поручения).

  
ВЛАДЕЛЕЦ – ГЛАВА СЕМЬИ, КЛЮЧЕВЫЕ ФИГУРЫ – РОДСТВЕННИКИ
Если в аптеке работают только члены семьи и родственники, то бизнес обычно успешен, ведь он служит общему благу. Но в аптечной сети, кроме родственников, как правило, трудятся еще и нанятые работники. В таком бизнесе много проблем, чаще всего связанных с сиблинговой (сиблинги – родные братья и/или сестры) конкуренцией, этикой взаимоотношений в коллективе и кадровой политикой предприятия.
Если ключевые посты в головном офисе сети занимают родственники, это вызывает недовольство, зависть и осуждение наемных сотрудников. Даже когда у дирек-
тора есть объективные причины для назначения на определенный пост родственника (высокая профессиональная квалификация, опыт работы, профильное
образование), наемные работники, обладающие такими же качествами, могут посчитать себя обойденными.
Случается и так, что владелец назначает на ответственный пост брата или сына, который не особенно разбирается в тонкостях дела, но пользуется у него
неограниченным доверием. В результате бизнес страдает, а в коллективе возникает эмоциональное напряжение.
Даже если директор, адекватно оценив возможности родственников и наемных сотрудников, принимает управленческие решения исходя из интересов дела, подчиненные ведут свои офисные войны за влияние и власть.
Самое тяжелое испытание для семейного бизнеса, которое разрушает систему управления и делает предприятие уязвимым перед конкурентами, – нарушение младшими сиблингами порядка следования и вмешательство в дела старших сиблингов.
Принимая на себя руководство аптекой такой бизнес-системы, будьте готовы к тому, что вы станете предметом торга разных коалиций, а ваши подчиненные превратятся в сторонников противоборствующих кланов. Будьте готовы к влиянию на подчиненных неформального лидера.

  
***
«Руководство – это услуга. Пастух становится пастухом благодаря овцам. Но овцы не становятся овцами благодаря пастуху».
Берт Хейлленгер

 
***
«Если на клетке со слоном написано "буйвол" – не верь глазам своим».
Козьма Прутков

«ВИРТУАЛЬНАЯ СЕМЬЯ»
Часто в своей консультационной практике я сталкиваюсь с ситуацией, когда нанятый директор не имеет возможности повлиять на результат деятельности
вверенной ему аптеки. Подчиненные трактуют его приказы так, чтобы тратить на их исполнение минимум усилий, и руководитель не получает от своей работы ожидаемого результата.
При внимательном изучении таких коллективов выяснилось, что все они имеют своеобразную внутреннюю культуру общения и взаимодействия с высокой степенью сплоченности вокруг неформального лидера, обеспечивающую им безопасность, комфорт и удовлетворение личных и групповых интересов. Интересы организации соблюдаются только при условии совпадения с личными и групповыми интересами работников. Такое семейное построение мешает формальному руководителю эффективно решать производственные задачи и проводить кадровые назначения.
Особенно это касается новичков. Если новый сотрудник не может «вписаться» в «дружную семью», создает угрозу положению или влиянию неформального лидера, то его, как правило, выживают (мобинг).
Став руководителем аптеки в такой системе, готовьтесь к тому, что коллектив ожидает от вас исполнения роли «заботливой мамаши». Вместо работы люди начнут интриговать и саботировать ваши распоряжения.
Итак, господа руководители, вы поняли, куда попали?

  
СИЛА, ВЛИЯНИЕ, ВЛАСТЬ
Теперь главное правило: «Какую бы должность ни занимал родственник или знакомый, руководитель всегда будет рангом ниже его!» Даже не думайте ему приказывать! На него можно только влиять. А эффективно влиять можно только с позиции силы.
Разберемся с терминами. Сила, влияние и власть – эти термины часто путают. Владельцам и руководителям аптек необходимо научиться их различать.
Сила – возможность влиять на других, это условие, с помощью которого А, вероятно, заставит В думать и поступать определенным образом. Силой обладает
определенный человек или группа.
Влияние – процесс, при котором А пытается заставить В сделать что-либо или думать определенным образом. 
Власть – право использовать силу для управления поведением других. Существует официальная, или законная, власть, которая вытекает из официальной роли или положения. Человек может находиться «под властью» или «обладать властью».
В формальном сообществе почти всегда сила и власть – одно и то же. А вот лидер неформальной группы зачастую обладает силой, но не имеет власти.
В организациях существуют четыре силы:
• сила ресурсов – контроль за распределением финансов, рабочего времени, оборудования, работников;
• сила положения – должность и функционал;
• сила личности – авторитет, харизма;
• сила специалиста – окружающие признают его авторитет в какой-то области.
Факт, что кого-то назначили директором, в глазах многих означает не то, что человек получил право руководить, а то, что теперь он должен анализировать
ситуацию, собирать статистическую информацию, расставлять акценты.
Конечно, все это позволяет влиять на подчиненных, но сила должности не дает права, она лишь накладывает ответственность за разрешение ситуации.
Вместе с тем власть, данная положением, позволяет издавать приказы, назначать и увольнять и, главное, останавливать то, с чем руководитель не согласен.
Многие руководители предпочитают использовать силу ресурсов – так легче. Ведь «за услугу» всегда можно отпустить сотрудника пораньше или выписать ему премию. Но чем больше у руководителя силы личности и чем больше его ценят как специалиста, тем охотнее подчиненные следуют его указаниям.
Сила положения, даже если она обеспечена и подкреплена родственными узами, но не поддержана силой специалиста, малоэффективна.
Кроме того, аптека – это женский коллектив, а с женщинами… Ну, вы знаете.
(Продолжение следует)...

С Ириной Валентиновной Кравчук, практическим психологом, консультантом по управлению, автором книги «Репетитораптечных продаж» и разработчиком уникальных тренингов для персонала, вы уже знакомы по публикациям о «цветных» типах покупателей. Теперь Ирина Валентиновна предлагает нам серию статей о секретах управления женским коллективом, о том, как руководить людьми, не испортив с ними отношений, и чтобы при этом они не сели вам на голову.
В ближайшем будущем на страницах журнала она начнет отвечать на ваши вопросы по управлению и взаимоотношениям в коллективе.
Темы, которые вас интересуют, вопросы, а также заказы тренингов для персонала своей сети или аптеки отправляйте на личную почту Ирины Валентиновны: i.v.kravchuk@mail.ru.

Зарегистрируйтесь сейчас и первыми читайте все самое актуальное и интересное на сайте Для вас:
  • экспертное мнение кандидатов и докторов наук
  • консультации юристов
  • советы бизнес-тренеров
  • подборки статей по интересующим вас темам