Журнал для фармацевтов и провизоров Выходит с 2000 г.

Обязательная информация в торговом зале аптеки

№ 5 | (стр. 16)
-
Нравится
6

Розничная торговля лекарственными препаратами осуществляется по правилам надлежащей аптечной практики, утвержденным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Такими документами являются, в том числе, Федеральный закон от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» и приказ Министерства здравоохранения РФ от 31 августа 2016 г. № 647н «Об утверждении правил надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения».

Жанна Владимирова, юрист

В торговой зоне в удобном для обозрения месте размещаются:
а) копия лицензии на фармацевтическую деятельность;
б) копия лицензии на деятельность по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений (при наличии);
в) информация о невозможности возврата и обмена товаров аптечного ассортимента надлежащего качества;
г) иные документы и информация, которая должна быть доведена до сведения покупателей.
Допускается использование любых материальных носителей, позволяющих хранить, передавать и использовать информацию о лекарственных препаратах без ее искажения.
Установка оборудования должна производиться на расстоянии не менее 0,5 м от стен или другого оборудования, чтобы иметь доступ для очистки, дезинфекции, ремонта, технического обслуживания, поверки и (или) калибровки оборудования, обеспечивать доступ к товарам аптечного ассортимента, свободный проход работников.
Оборудование не должно загораживать естественный или искусственный источник света и загромождать проходы.
Для предоставления услуг по фармацевтическому консультированию допускается выделение специальной зоны, в том числе для ожидания потребителей, с установкой или обозначением специальных ограничителей, организацией сидячих мест.
Правильное оформление торгового зала не только создает удобства для посетителей аптеки, но и способствует увеличению продаж. При организации торгового зала аптеки следует учитывать также обязательные требования к условиям хранения различных групп препаратов.
Торговое помещение и (или) зона должны быть оборудованы витринами, стеллажами (гондолами) – при открытой выкладке товара, обеспечивающими возможность обзора товаров аптечного ассортимента, разрешенных к продаже, а также удобство для работников субъекта розничной торговли.
Допускается открытая выкладка лекарственных препаратов безрецептурного отпуска и других товаров аптечного ассортимента.
Информация о лекарственных препаратах, отпускаемых без рецепта, может быть размещена на полке в виде постеров, воблеров и иных носителей информации в целях предоставления покупателю возможности сделать осознанный выбор товара аптечного ассортимента, получить информацию о производителе, способе применения, а также с целью сохранения внешнего вида товара.
Также в удобном для обозрения месте должен быть помещен ценник с указанием наименования, дозировки, количества доз в упаковке, страны-производителя, срока годности (при наличии).
По требованию покупателя фармацевтический работник должен ознакомить его с сопроводительной документацией, содержащей по каждому наименованию товара сведения об обязательном подтверждении соответствия согласно законодательству РФ о техническом регулировании (сертификат соответствия, его номер, срок действия, орган, выдавший сертификат, или сведения о декларации о соответствии, в том числе ее регистрационный номер, срок действия, наименование лица, принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший). Эти документы должны быть заверены подписью и печатью (при наличии) поставщика или продавца с указанием адреса его местонахождения и контактного телефона.
При реализации лекарственных препаратов фармацевтический работник не вправе скрывать от покупателя информацию о наличии иных лекарственных препаратов, имеющих аналогичное международное непатентованное наименование, и о ценах на них относительно запрошенного.
Каждый субъект розничной торговли должен иметь книгу отзывов и предложений, которая предоставляется покупателю по его требованию.
Согласно требованиям к инфраструктуре аптек все помещения должны располагаться в здании, а также быть функционально объединенными и изолированными от других организаций.
В качестве дополнительных рекомендаций, не регулируемых на законодательном уровне, консалтинговые компании советуют следующее.
В аптеке обязательно должна быть установлена система искусственного освещения с использованием источников света, дающих максимальный комфорт для органов зрения. В общем освещении не рекомендуется применять слишком яркие или, наоборот, тусклые светильники. Наиболее оптимальным считается мягкий рассеянный свет пастельных оттенков. Яркое акцентное освещение уместно при подсветке некоторых групп товаров.
Не стоит загромождать пространство у входа обилием рекламных плакатов или оборудования: двери работают как на вход, так и на выход, и лишние предметы могут нарушить поток входящих и выходящих покупателей. Также при планировании торгового зала следует учитывать тип выкладки.
В аптеке может быть открытая или закрытая выкладка – все зависит от вида деятельности и возможностей помещения. В аптеке с открытой выкладкой используются стеллажи, гондолы, полки.
Здесь больше возможностей увеличить товарооборот, ведь покупатель может лично осмотреть и выбрать товар. Открытая выкладка дает дополнительный стимул к покупке. В прикассовой зоне располагаются мелкие товары. Аптека с закрытой выкладкой не имеет островного оборудования, как и большого торгового зала. Здесь выкладка заключается в оформлении стеклянных витрин. Для оптимизации закрытой выкладки нужно использовать основные правила:
• Все товары должны быть расположены таким образом, чтобы не загораживать другие группы товаров, при этом ценники должны регулярно проверяться.
• Лучшее место размещения товара находится на уровне глаз покупателя (140–170 см).
• Товар должен располагаться лицевой стороной к покупателю, той, где указано название препарата.
Покупатель должен видеть упаковку и надпись на ней.
• Полки должны быть целиком заполнены, недопустимы пробелы.
• Товары нужно группировать по их назначению.
• Расположение товара не должно мешать свободному передвижению провизора.


Google+
ВКонтакте
comments powered by HyperComments

Похожие статьи

Зарегистрируйтесь сейчас и первыми читайте все самое актуальное и интересное на сайте Для вас:
  • экспертное мнение кандидатов и докторов наук
  • консультации юристов
  • советы бизнес-тренеров
  • подборки статей по интересующим вас темам