Журнал для фармацевтов и провизоров Выходит с 2000 г.

Санитарный режим

№ 11 | (стр. 20)
-
Нравится
0

Приказом Министерства здравоохранения РФ от 21 октября 1997 года № 309 утверждена «Инструкция по санитарному режиму аптечных организаций (аптек)». Действие инструкции распространяется на все аптеки, независимо от их организационно-правовых форм и ведомственной подчиненности, находящиеся на территории России. В этом номере мы рассмотрим санитарно-гигиенические требования к их персоналу.

Жанна Владимирова, юрист

ВОПРОСЫ ПО ПРАВОВОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ, ПО НАЛОГАМ И ОРГАНИЗАЦИИ АПТЕЧНОГО БИЗНЕСА ПРИСЫЛАЙТЕ В РЕДАКЦИЮ НА АДРЕС
DASIGNA@DOCTORMEDIA.RU С ПОМЕТКОЙ «ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ»

Руководителям аптек необходимо заботиться оправильной расстановке специалистов и подсобного персонала, обеспечении их подготовки и переподготовки по правилам личной гигиены и технике безопасности, а также о прохождении персоналом регулярных медосмотров (предварительные и периодические осмотры).
Работники, занимающиеся изготовлением, контролем, расфасовкой лекарственных средств и обработкой аптечной посуды, а также соприкасающиеся с готовой продукцией, при поступлении на работу проходят медицинское обследование, а в дальнейшем – профилактический осмотр. Результаты осмотров заносятся в санитарную книжку.
Каждый сотрудник должен оповещать руководящий персонал о любых отклонениях в состоянии здоровья. Сотрудники с инфекционными заболеваниями, повреждениями кожных покровов к работе не допускаются. Выявленные больные направляются на лечение и санацию. Допуск к работе проводится только при наличии справки лечпрофучреждения о выздоровлении.
Что еще требует особого внимания руководителя аптеки?
• Персонал обязан соблюдать правила личной гигиены и производственной санитарии, носить технологическую одежду, соответствующую выполняемым операциям. При входе в аптеку сотрудник обязан снять верхнюю одежду и обувь в гардеробной, вымыть и продезинфицировать руки, надеть санитарную одежду и санитарную обувь. Перед посещением туалета обязательно снимать халат. 

Запрещается выходить за пределы аптеки в санитарной одежде и обуви. В периоды распространения острых респираторных заболеваний сотрудники аптек должны носить на лице марлевые повязки.
• Санитарная одежда и санитарная обувь выдаются работникам аптеки в соответствии с действующими нормами с учетом выполняемых производственных операций. Смена санитарной одежды должна производиться не реже двух раз в неделю, полотенец для личного пользования – ежедневно. Комплект специальной одежды для персонала, работающего в асептических условиях, должен быть стерильным перед началом работы. Целесообразно предусмотреть в санитарной одежде персонала отличительные знаки (например, спецодежду или ее детали другого цвета, не белого), чтобы легче распознать нарушения порядка перемещения персонала в
асептической зоне, между помещениями или за пределами асептического блока, в других производственных зонах.
• Производственный персонал должен регулярно принимать душ, тщательно следить за чистотой рук, коротко стричь ногти, не покрывать их лаком.
• Производственному персоналу запрещается принимать пищу, курить, а также хранить еду, курительные материалы и личные лекарственные средства в производственных помещениях аптек и в помещениях хранения готовой продукции. В карманах халатов не должны находиться предметы личного пользования (кроме носового платка).

  Особое внимание должно уделяться подбору и подготовке производственного персонала для работы в асептических условиях.
Персонал асептического блока кроме специальных знаний и опыта практической работы должен обладать знаниями по основам гигиены и микробиологии, быть готов к возможным неудобствам в работе, связанным с систематической обработкой рук и строго определенной последовательностью переодевания, использованием воздухопроницаемой повязки на лице, резиновых перчаток на руках и т. п.
Каждому сотруднику асептического блока нужно иметь специальный комплект санитарной технологической одежды: халат, брючный костюм или комбинезон (оптимально: ворот-стойка, перетянутый в талии, манжеты – плотно прилегающие); спецобувь и бахилы; шапочка или шлем с прикрывающей рот и нос маской или капюшон, при необходимости – резиновые перчатки без талька. Комплект должен быть изготовлен из материалов или смесовой ткани, отвечающих гигиеническим требованиям, обладающих минимальным ворсоотделением.
• Комплект одежды стерилизуют в биксах в паровых стерилизаторах и хранят в закрытых биксах не более 3 суток. При возможности используют комплект одноразовой стерильной одежды.
• Обувь персонала перед началом и после окончания работы дезинфицируют и хранят в закрытых шкафах или в ящиках в шлюзе.
• Вход и выход в асептических помещениях, перенос необходимых предметов и материалов должны осуществляться только через воздушный шлюз. При каждом входе в асептическое помещение должна производиться смена комплекта стерильной одежды.

  При работе в асептических условиях ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
• входить в асептическую комнату в нестерильной одежде и выходить из асептического блока в стерильной;
• иметь под стерильной санитарной одеждой объемную ворсистую одежду или ту, в которой работник находится на улице;
• использовать косметику и аэрозольные дезодоранты;
• носить часы и ювелирные украшения;
• вносить личные вещи (ключи, расчески, носовые платки и др.);
• очищать нос. Для этого следует выйти в шлюз, использовать стерильный платок или салфетку, затем вымыть и продезинфицировать руки;
• поднимать и повторно использовать предметы, упавшие на пол во время работы;
• потирать руки или лицо, чесать голову, наклоняться над флаконами или другими емкостями с лекарственными средствами;
• использовать для записей карандаши, ластики(разрешены шариковые ручки и фломастеры).
Обработку рук производят в специально предназначенных местах. Запрещается мыть руки над раковиной для мытья аптечной посуды.
Для механического удаления загрязнений и микрофлоры руки моют теплой проточной водой с мылом в течение 1–2 минут, обращая внимание на околоногтевые пространства.
Оптимально пользоваться сортами мыла с высокой пенообразующей способностью (банное, детское, хозяйственное). Затем руки ополаскивают водой для удаления мыла и обрабатывают дезсредствами.
В асептическом блоке (в шлюзе) руки после ополаскивания вытирают насухо, надевают стерильную одежду, затем руки смывают водой и обрабатывают дезсредствами. Обработку повторяют, если работа длится более 4 часов.
В аптеках должен быть предусмотрен необходимый состав санитарно-бытовых помещений для персонала:
• гардеробные с индивидуальными шкафами на 100 % списочного состава для раздельного хранения верхней, домашней и санитарной одежды.
Площадь гардеробных для домашней и санитарной одежды следует принимать из расчета 0,55 кв. м на двойной шкаф с прибавлением площади проходов;
• гардероб для верхней одежды и обуви – 0,08 кв. м на крючок в гардеробной (на 60 % работающих при 2-сменной работе и на 100 % – при односменной);
• душевые – одна душевая кабина на аптеку;
• санузлы (количество санитарных приборов рассчитывается исходя из числа работающих);
• помещения для приема пищи и отдыха (должны быть изолированы от других помещений).


Google+
ВКонтакте
comments powered by HyperComments

Похожие статьи

Зарегистрируйтесь сейчас и первыми читайте все самое актуальное и интересное на сайте Для вас:
  • экспертное мнение кандидатов и докторов наук
  • консультации юристов
  • советы бизнес-тренеров
  • подборки статей по интересующим вас темам