Журнал для фармацевтов и провизоров Выходит с 2000 г.

Уроки итальянского

№ 3 | (стр. 120)
Нравится
Уроки итальянского
Рим, Венеция, Флоренция... В основном туристы рассказывают именно про эти города. Но у нас была совсем иная идея: прошить красной нитью Апеннинский полуостров с запада на восток. На велосипедах!
Мухаммад Сайфуллин, врач

«Видал я эту Италию на карте – сапог сапогом!»
(к/ф «Формула любви»)

ИДЕЯ
Мы проехали на велосипедах южные, глухие области Италии, хранящие тепло до глубокой осени, увидели три моря – Тирренское, Ионическое, Адриатическое – и завершили путь у мощей покровителя путешественников Николая Чудотворца в Бари.
Путешествие задумал широко известный в узких кругах Радомир. На его призыв откликнулись еще пятеро велосипедных маньяков, не пожелавших мириться с дождливой московской осенью. Планирование маршрута, покупка билетов, упаковка стальных коней – тоже неотъемлемая часть поездки.
Однако сборы закончены, и с двумя пересадками наша группа добирается до городка Ламеция-Терме.

КАЛАБРИЯ
Ответственный момент – получение и настройка велосипедов. И если Юлия ограничилась снятием-надеванием  переднего колеса, то у Радомира велосипед больше похож на конструктор «сделай сам». Первые 30 километров пути преодолеваем в темноте, за что получаем подарок: купание в море при свете звезд, отражающихся в тихой воде. Правда, в первую же ночь
у Надежды фара спела «не потому, что от нее светло, а потому, что с ней не надо света» и выключилась. Навсегда...
По дороге заехали в супермаркет, который, как, оказалось, и другие магазины Италии, работал лишь до 20.00.
Первое калабрийское утро встретило нас изобилием овощей и фруктов – от копеечных мандаринов до экзотических плодов кактуса-опунции. Полтора дня дорога бежала между берегом моря слева и предгорьями справа, мимо полусонных курортных городков Паола и Диаманте.

СЧАСТЬЕ ПО-ИТАЛЬЯНСКИ
Больше всего поначалу впечатляет образ жизни итальянцев: суббота – короткий день; в воскресенье все в церкви, поэтому магазины закрыты; понедельник – день тяжелый, и рано идти на работу грешно. Но главный секрет счастья по-итальянски – сиеста, длящаяся с 13 до 17 часов. Даже рестораны перестают в это время принимать заказы от голодных туристов.
А дальше – переключение на первую передачу, и в гору! Первый же подъем окончился проколом колеса (единственным за все путешествие) и ночевкой на ферме, именуемой в тех краях «агротуризмо». Удивил плотный  ужин. Оказывается, у них спагетти
(а также паста и прочие макаронные изделия) – первое блюдо, как у нас суп. А помимо макарон существуют антипасти (основное блюдо), закуски, десерты и аперитивы.
Для итальянца собственный желудок входит в тройку главных ценностей – после Бога и семьи. Но это вечером.
Утром в Италии наедаться не принято, поэтому еще более нас впечатлил «резко континентальный» завтрак: кофе, хлеб, масло, джем и все… В дальнейшем мы решили отказываться от подобных утренников, если это облегчало платежную ведомость. Мы быстро позавтракали, а сердобольные хозяева уже позаботились о месте нашей следующей ночевки…

ХОББИТЫ И ЗИМНЕЕ ВРЕМЯ
И вот перед нами открылся Поллино – крупнейший национальный парк! Километры серпантина в окружении леса, ущелья и склоны с видами на пройденные виражи. Часть времени и сил потратили на посещение пещер, спустившись вниз на 300 метров.
В местном музее мы узнали, что в древности здешние жители были полуросликами, не более 1,5 метров – то ли гномы, то ли хоббиты.
Вечером прибыли в город Морманно, но выяснилось, что добросердечные итальянцы забронировали нам номер в городе… Морано, который находится в 20 километрах от нашего маршрута.
Нашли съемную квартиру, хозяева которой поначалу вежливо предоставили нас самим себе, но в два часа ночи неожиданно вернулись. А утром мы проснулись уже по зимнему времени, которого в России многим теперь не хватает.

БАЗИЛИКАТА
Не утруждая себя кручением педалей (дорога от Морманно все время шла под уклон), спустились в город Ротонда. Углубились в парк Поллино и въехали в регион Базиликата.
Исторический центр всех городков, через которые мы проехали, – музей под открытым небом: выложенные плитами мостовые, собор, замок или хотя бы административное здание. И в обязательном порядке – уютные кафе, в которых принято начинать утро любому добропорядочному человеку. Евро за чашку капучино – по московским меркам цена скромная.
Для местных жителей кафетерий – это утренний клуб, где они обсуждают мировые новости, погоду и футбол. Официант, как правило, отлично помнит вкусы каждого завсегдатая.
А у нас впереди вновь дороги, горы и еще одна точка – Эпископия, в которой нет отелей, поэтому пришлось найти мотель у дороги. С администратором договорились о завтраке в 8.00. Он потребовал предоплату, потому что утром будет спать. И не соврал! В 8.00 во всем здании мотеля мы были одни.
В 9.00 – тоже. Когда же администратор приходит на работу? Этого мы так и не узнали, потому что продолжили свой путь. Без завтрака...

ЖЕМЧУЖИНА ЮЖНОЙ ИТАЛИИ
На следующий день после неожиданно трудного подъема нас ждали многокилометровый спуск к Ионическому морю, купание, обед на пляже и гонка по магистрали в поисках очередного жилища. Несмотря на явное нарушение правил движения, сотрудники ДПС нас ни разу не остановили, а водители мирились с велосипедами на автобане и даже иногда приветствовали короткими
сигналами клаксонов.
Сперва мы двигались со скоростью 30 км/ч – весьма прилично для велика. Затем долго катили по ночному побережью при свете велофонарей.
Результатом этой гонки стал самый длинный дневной пробег – 100 километров. Заночевали в одном из отелей цетральной части Матеры.
Этот город считается жемчужиной не только Базиликаты, но и всей Южной Италии. Матера имеет статус объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО. Историческая часть ее застройки вырезана в скале. В одном из таких домов, которые называют «сасси», мы и ночевали.
В Матере снимались фильмы «Страсти Христовы» и «Евангелие от Матфея». А еще город населен кошками, которые бродят по местным улицам стаями…

ЧТО ТАКОЕ ТРУЛЛИ
За Матерой нас ждала Апулия – регион, где пустынные дороги рассекают оливковые рощи, а небольшие городки встречают туристов жизнерадостными куполами соборов. Город Путиньяно внешне был схож с другими бисеринками, разбросанными по «каблуку» Апеннинского полуострова, но что-то родное слышалось нам в его названии…
Вообще, русский человек в итальянском языке находит много забавного: perdono, pedonale, perduto и другие слова заметно повышали нам настроение.
Но обнаруживались и труднообъяснимые вещи. Например, на просьбу дать aqua calde официанты в кафе приносили много разного, даже воду из-под крана, и проходило много времени, прежде чем они понимали, что нам нужен всего лишь кипяток.
Улицы Путиньяно поразили изобилием ведьм, оживших мертвецов и другой нечисти, которая без конца взрывала петарды: мы попали туда в Хэллоуин.
Вскоре среди вековых оливковых деревьев стали попадаться трулли – домики с конусными крышами, выложенными из камней. Кстати, они тоже отмечены ЮНЕСКО.
В городе Альберобелло есть целая улица и музей трулли, а сами эти домики изображаются на всем – от магнитов до белья. На ночлег в Альберобелло мы вполне логично расположились в усадьбе «агротрулли».

ХОТИТЕ СЫРА? ПОПРОСИТЕ
Миновав края оливок, наша группа добралась до города Лечче – столицы итальянского барокко. Его называют южной Флоренцией. Здесь есть на что посмотреть: Домский собор, базилика Санта-Крочче, древний амфитеатр.
Лечче стал точкой, где мы разделились на три пары, чтобы снова соединиться через два дня. Мы с Надеждой поехали к Адриатическому морю через Остуни – оливковую столицу Италии. Оливковое масло здесь продают на каждом углу.
А сам город, стоящий на горе, построен из белого камня, поэтому с побережья напоминает невесту.
Адриатическое море встретило нас волнами, закрытыми кемпингами и морскими ресторанами. В одном из них мы с аппетитом подкрепились спагетти с мидиями. Кстати, сыр во всей Италии считается стандартной приправой к макаронам, но на юге его подают, только если попросить.

СВЯТЫНЯ
В Полиньяно-а-Маре наша группа воссоединилась и отправилась в Бари – на единственную за поездку пешую экскурсию, причем с русскоговорящим гидом, которую Радомир организовал еще в Москве.
Бари – один из крупнейших городов итальянского юга. В его планировке поучаствовали в свое время маршал Мюрат и Муссолини. Но главная местная достопримечательность – базилика Николая Чудотворца. Поток паломников со всего света стремится
сюда круглый год.
Приложиться к святым мощам уже само по себе считается чудом, потому что доступ к ним открыт только во время богослужения, а православными литургия здесь совершается по четвергам. Нам это чудо было явлено!
Дальнейшее путешествие было стремительным: вечерние сборы, маршбросок до аэропорта… Самолет сделал полукруг над Бари, позволив еще раз взглянуть на его исторический центр.
Проехав за 17 дней на велосипедах около 800 километров, мы познакомились с культурой и бытом Южной Италии. Кому-то, может быть, эти цифры покажутся большими, а у нас осталось желание вернуться и проехать еще столько же.
Зарегистрируйтесь сейчас и первыми читайте все самое актуальное и интересное на сайте Для вас:
  • экспертное мнение кандидатов и докторов наук
  • консультации юристов
  • советы бизнес-тренеров
  • подборки статей по интересующим вас темам