Журнал для фармацевтов и провизоров Выходит с 2000 г.

Старость в радость

№ 8 | (стр. 30)
-
Нравится
1
Старость в радость

Дети выросли, все социальные долги розданы, образование, жилье – все есть. Пенсия назначена. Говорят, именно в этот момент наступает «третий возраст», или «возраст счастья» – время, когда можно вспомнить о том, что любишь и чего хочешь именно ты. Главное, чтобы на это счастье хватило сил и здоровья.

РАМИЛ УСМАНОВИЧ ХАБРИЕВ, АКАДЕМИК РАН, ПРОФЕССОР, Д.М.Н., Д.Ф.Н., ДИРЕКТОР НАЦИОНАЛЬНОГО НИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ ИМ. Н.А. СЕМАШКО
Беседовала Мария Трофимова

– Рамил Усманович, согласитесь: все мы хотим жить долго, ведь так? И статистика уверяет, что продолжительность жизни в нашей стране растет. Но вряд ли кто-то мечтает упасть старой развалиной на руки близким. Значит, цель – активное долголетие. Остается понять, как его себе обеспечить...
– Если обратиться к цифрам, то в 2011 году средняя продолжительность жизни в России была 69,8 года, в 2016-м – уже 71,9. Сейчас – 73 года. То есть да, по статистике продолжительность жизни растет. Но на самом деле этот показатель «откликнулся» на снижение младенческой смертности и снижение смертности в трудоспособном возрасте. По старшему же поколению ситуация иная: продолжительность жизни в возрасте 60+ даже сократилась по сравнению с 1990 годом. Да и до лидера в этом вопросе – Японии – нам пока еще далеко: японцы в среднем живут 87,3 года.
– А нам что мешает?
– Как минимум этой проблемой надо начать заниматься. Когда детская смертность была определена как приоритет, мы стали свидетелями невиданных темпов ее снижения. Но, кажется, лед тронулся – о мерах поддержки старшего поколения и активном долголетии по крайней мере заговорили.
– Говорят, человек, когда выходит на пенсию, может вдруг ощутить собственную бесполезность и впасть в уныние. Не в этом ли причина ранних смертей?
– Я думаю, что причин достаточно много. Есть те, что связаны со здравоохранением: государство мало уделяет внимания «третьему возрасту». Мы, собственно, только сейчас говорим о становлении геронтологии как специальности, как системы оказания помощи пожилому населению.
В Великобритании, насколько я помню, расходы на медицинскую помощь 80-летним в 9 раз превышают расходы на 50-летних и в 18 раз больше, чем на 30-летних. Но то, что процесс старения населения во всем мире идет активно, – неоспоримый факт. Демографы однозначно говорят, что к 2050 году доля лиц 60+ удвоится. Так лучше уже сейчас найти средства на сохранение здоровья и меры социальной поддержки, чем тратить их потом на оказание медицинских услуг уже в рамках стационара.
– Безусловно. Но о каких именно мерах идет речь? Что уже делается и что необходимо начать делать?
– Прежде всего надо менять установки на здоровье самого «третьего возраста». Приведу несколько цифр по результатам опроса, проведенного нашими сотрудниками. Выборка репрезентативная, средний возраст опрошенных 77,1 года. Здоровье как жизненный приоритет определили менее четверти опрошенных, впереди – семья (47,6 %), дети и внуки (25,8 %).
Только 26,9 % тщательно следят за качеством и составом пищи. С физической активностью просто беда: делают зарядку 9,9 % и регулярно используют выходные для активного отдыха 11,9 %. Как тут не вспомнить улицы и парки Пекина, полные занимающихся гимнастикой седовласых мужчин и женщин.
При этом почти 20 % наших опрошенных заявили, что им нравится активный отдых.
– Чтобы заботиться об активном долголетии, до него еще надо дожить. Отсюда вопрос: смертность в трудоспособном возрасте все еще остается проблемой?
– В девяностые годы мы наблюдали резкий рост инфарктов и инсультов. Постепенно усилиями медиков удалось остановить трагическое развитие событий. Но в последнее время показатель развития болезней, характеризующихся повышенным кровяным давлением, в России только увеличивается (2000 год – 434,8 тыс. человек, 2016-й – 1399,4 тыс. человек). Впрочем, резерв для улучшения ситуации есть.
– Что вы имеете в виду, когда говорите про резерв?
– Системные меры, предпринимаемые Министерством здравоохранения РФ, обеспечили в 2016 году снижение смертности от болезней системы кровообращения – она составила 616,4 чел. на 100 000 населения (снижение на 3,0 %).
В основу мероприятий по совершенствованию медицинской помощи больным с сосудистыми заболеваниями положен принцип расширения создаваемой на базе региональных медицинских организаций сети первичных сосудистых отделений и региональных сосудистых центров. Основной задачей таких отделений и центров является обеспечение в возможно короткие сроки качественной специализированной медицинской помощью пациентов с острой сосудистой патологией с возможностью использования при ее оказании системного тромболизиса и наиболее востребованных видов интервенционных методов лечения, таких как стентирование и баллонная ангиопластика коронарных артерий.
В Российской Федерации в 2012 году функционировало 84 региональных сосудистых центра и 202 первичных сосудистых отделения. В 2016 году число региональных сосудистых центров достигло 134, количество первичных сосудистых отделений – 459. Открытие новых региональных сосудистых центров и первичных сосудистых отделений позволило увеличить число госпитализированных пациентов с острым коронарным синдромом и острыми нарушениями мозгового кровообращения в 2,4 раза в 2016 году по сравнению с 2012 годом (число пролеченных составило в 2016 году 1074,6 тыс. человек) и расширить практику применения тромболитической терапии, в том числе на догоспитальном этапе, увеличить количество оперативных вмешательств со стентированием коронарных артерий.
– Никто не может о нас позаботиться лучше, чем мы сами. Институт, который вы возглавляете, изучает общественное здоровье. Значит, вам известны тенденции: стали ли люди сознательнее к себе относиться?
– Определенные улучшения есть, на это указывают результаты социологического исследования, которые мы провели вместе со ВЦИОМом. Для этого исследования мы подготовили анкету, взяв за основу рекомендуемые ВОЗ подходы и критерии, позволяющие проводить международные сравнения.
Исследование проводилось на протяжении 4 лет (2014–2017) по одной и той же методике в 46 субъектах девяти федеральных округов страны.
Результаты позволяют нам говорить о четкой тенденции в стремлении к здоровому образу жизни. Например, с 44 % до 56 % увеличилась доля лиц, которые знают свои показатели здоровья (в частности, уровень сахара и холестерина в крови, показатели артериального давления).
Растет число тех, кто пытается бросить курить: в 2014 году таких было 31 %, а в 2017-м – уже 43 %. И от алкоголя люди пытаются отказываться (7 % и 23 % соответственно). В отношении занятий физической культурой отмечается такая же тенденция: регулярно или хотя бы раз в неделю ею занимаются уже не 31 %, а 49 %.
Кстати, мы всегда считали, что надо прекратить рекламу сигарет, вырезать из фильмов сцены, где известные актеры курят. Однако опросы не подтверждают, что это важно. На вопрос: «Что побудило вас начать курить?» – люди чаще всего отвечают: «пример близких родственников» и «курящие друзья», только затем следуют «реклама» и «авторитет публичной личности».
Реклама и авторитет публичной личности дают в совокупности 3–4 %, стрессовый фактор – 20 %, пример дома – 15 %, а курящие друзья – около 60 %. И это повод, чтобы задуматься, куда направить вектор мер профилактики.


Развитие общественного здоровья – задача не только специалистов-медиков, но и всего социума. Для информирования о самых острых проблемах в этой сфере проводятся информационные и просветительские кампании. Одной из таких кампаний стал Всероссийский конкурс массмедиа и блогосферы по общественному здоровью, о старте которого было объявлено на пресс-конференции «Здоровье как социальный запрос общества». В конкурсе могут принять участие все журналисты, редакторы, блогеры.
Заявки принимаются с 17 апреля по 10 сентября 2018 года. Подробнее – на сайте проекта: http://mediahealth.ru/.


Зарегистрируйтесь сейчас и первыми читайте все самое актуальное и интересное на сайте Для вас:
  • экспертное мнение кандидатов и докторов наук
  • консультации юристов
  • советы бизнес-тренеров
  • подборки статей по интересующим вас темам