- экспертное мнение кандидатов и докторов наук
- консультации юристов
- советы бизнес-тренеров
- подборки статей по интересующим вас темам
Совершаем открытия
Изучать природу можно не только летом, но и зимой. А эксперименты и опыты, требующие минусовой температуры «за бортом», будут ничуть не менее интересными и познавательными, чем летние, при этом потребуют совсем немного времени на подготовку и минимум материальных затрат.
ЭКСПЕРИМЕНТ 1. СНЕЖНОЕ ОДЕЯЛО
Даже дети знают, что многие птицы и звери в холода прячутся под снегом, да и озимые, укрытые снежным одеялом, легко переносят морозы. Понять это сложно, а доказать – нет.
Оборудование: Три пустые пластиковые бутылки любого объема.
Что почитать: Б. Житков «Почта», Е. Пермяк «Мама и мы», В. Бианки «На дне снежного моря», «Жизнь под снегом» («Лесная газета»).
Когда на улице будет достаточно снега и при этом холодно, налейте одинаковое количество воды (чтобы эксперимент не затянулся надолго, воды не должно быть много) в бутылки. Одну закопайте глубоко, другую – примерно посередине сугроба, третью просто положите на снег. Больше ваше участие в эксперименте не потребуется, можете смело отправляться кататься с горки или на каток. Через час-полтора достаньте все бутылки и сравните результат. Пусть ребенок посмотрит, где вода замерзла сильнее. Обсудите с ним, почему так происходит (между снежинками есть воздух, который имеет плохую теплопроводность и выполняет роль естественного парника).
ЭКСПЕРИМЕНТ 2. СЕКРЕТНЫЙ ЭЛЕМЕНТ
Даже в самых холодных краях моря не замерзают гораздо дольше, чем реки. Почему так происходит?
Оборудование: Две (или несколько) пластиковые бутылки любого объема. Поваренная соль.
Что почитать: Б. Житков «На льдине», Эммануэль Лепти «Море» (глава «Полярные моря»), В. Бианки «Гололед» («Лесная газета»).
1. Первый эксперимент можно развить. Для этого в одну из бутылок добавьте соль (в зависимости от количества воды – от 2 столовых ложек и больше), тщательно взболтайте, чтобы соль растворилась. Оставьте на морозе на час. За это время соленая вода не замерзнет совсем или только частично (в зависимости от температуры). Можно поэкспериментировать, добавив в несколько бутылок разное количество соли, и сравнить результаты.
2. Небольшим количеством соли посыпьте снег или лед и оцените результат (снег постепенно подтаивает, покрывается ледяной коркой, на льду появляются ямки). Имейте в виду, что процесс это не быстрый, поэтому лучше провести подготовку в начале прогулки, а в конце оценить результаты.
Объясните, что соль в воде замедляет процесс замерзания. Расскажите детям о замерзающих, частично замерзающих и незамерзающих морях нашей страны.
ЭКСПЕРИМЕНТ 3. СНЕГОВИК ЛЮБИТ ТЕПЛО
Дети часто интересуются, почему и снег пушистый, и холодно на улице, а снежки или снеговик не лепятся? Конечно, можно объяснить, но лучше показать наглядно.
Оборудование: пластиковое ведерко, снежколеп (не обязательно), бутылка с водой.
Что почитать: А. Барто «Не одна».
В холодный день попросите ребенка слепить снежок. Разумеется, ничего из этой попытки не выйдет. Теперь предложите добавить в ведерко со снегом немного воды и повторить попытку (можно занести снег в подъезд или квартиру и подождать, когда он немного подтает).
ЭКСПЕРИМЕНТ 4. «СТЕКЛЯННЫЕ» ШАРИКИ
Вы пробовали пускать мыльные пузыри зимой? Нет? Напрасно. Ведь это не просто интересный эксперимент, но и удивительное по красоте развлечение.
Оборудование: мыльные пузыри или вода и средство для мытья посуды, коктейльная трубочка.
Что почитать: протоиерей Андрей Кульков «Сказка о елочной игрушке», М. Зощенко «Елка».
Для проведения этого опыта нужно, чтобы на улице стояли настоящие морозы (ниже -15 градусов) и не было ветра. Погода соответствует? Тогда пора. На сильном холоде тончайшие мыльные пузыри очень быстро превращаются в красивые ледяные шарики. Для удобства соорудите небольшой снежный холмик, на который аккуратно и медленно «высаживайте» по одному пузырю. Через несколько секунд он превратится в тончайший ледяной шарик, похожий на елочную игрушку, которую создали
не мастера-стеклодувы, а мороз. Предложите ребенку сделать праздничный сюрприз для всех: получившимися шариками украсьте елку в парке, разложив их на елочных лапах.
ЭКСПЕРИМЕНТ 5. ЛЕСНОЙ ПРИБОР
Обычная еловая шишка – отличный измеритель уровня влажности воздуха.
Оборудование: шишка, увлажнитель воздуха (не обязательно), емкость для воды. Лист бумаги, цветные карандаши или фломастеры.
Что почитать: Н. Сладков «Как клесты заставили белок по снегу прыгать».
Найдите в лесу шишку с сомкнутыми чешуйками (зимой чаще встречаются именно такие) и принесите домой. Положите ее на лист бумаги и обведите контур. Через некоторое время шишка начнет раскрываться – тогда обведите ее снова, но уже другим цветом. Так можно делать регулярно до полного раскрытия. В результате получатся несколько увеличивающихся контуров, позволяющих увидеть, как менялись размеры шишки. Объясните ребенку, что при сухом воздухе шишки раскрываются.
Во второй части эксперимента разместите шишку в маленьком помещении (например, ванной) и включите увлажнитель воздуха. Можно и просто опустить лесной «гигрометр» в емкость с водой. Для наглядности вставьте между чешуйками палочки, проволоку и т. п. Когда шишка сомкнется, эти «вставки» окажутся крепко зажатыми.