Журнал для фармацевтов и провизоров Выходит с 2000 г.

Покупатель всегда прав?

№ 11 | (стр. 68)
-
Нравится
0
Покупатель всегда прав?
«Ониоманией», или неутолимой страстью к совершению покупок, сегодня охвачены многие. И, кстати, не одни только дамы, а представители обоих полов, причем любого возраста.

Подготовила: Елена Нечаенко

Для большинства из нас слово «шопоголик» звучит довольно безобидно. В памяти тут же всплывает образ миловидной героини одноименного фильма – девушки хотя и безалаберной, но в сущности доброй и славной. Шопоголиками без стеснения называют себя и многие звезды, как зарубежные (Кристина Агилера, Мэрайя Кэри, Сара Джессика Паркер), так и отечественные (лидерами считаются Сати Казанова и Ксения Собчак). Но на самом деле шопоголизм – штука серьезная.

  
ПРОДАВЦЫ СЧАСТЬЯ
Немалую долю ответственности за все возрастающее число «наркоманов от шопинга» несут, в частности, торговые компании, ради сверхприбылей оказывающие мощное давление на умы потенциальных потребителей. Причем рекламные стратегии продвижения товаров сегодня специально разрабатываются с учетом психологии.
Обычно расписываются не реальные потребительские свойства товара, а тот психологический эффект, которого можно достичь, приобретя его. Разумеется,
эффект этот мнимый. Рекламные слоганы давят на тонкие струнки души: «Ведь ты этого достойна!», «Вам будут завидовать!», «Могу себе позволить» и т. д.
Поэтому без преувеличения можно сказать, что производители сегодня продают не товар, а мечту о счастье, любви, уважении. А это – все то, в чем нуждается
каждый из нас.

  
ШОПИНГ КАК НАРКОТИК
Первым новую болезнь обнаружил еще в 1915 году знаменитый немецкий психиатр Эмиль Крепелин, «первооткрыватель» шизофрении и маниакальной депрессии. Описав новый недуг, он заметил, что он очень похож на прочие виды зависимости. Сначала покупки просто доставляют удовольствие, затем желание приобрести новую вещь перерастает в навязчивую идею, которая сопровождается глубоким удовлетворением во время покупки и чувством вины и глубокого раскаяния после.
Как понять, что нормальная женская увлеченность нарядами (или объяснимое желание представителя сильного пола иметь крутой телефон, плеер и т.п.) переросла в болезнь?
Это довольно просто, ведь у шопоголизма есть четкие симптомы. Вот они:
• поход в магазин без намерения найти там что-то конкретное, а лишь чтобы «посмотреть, что там есть» или просто провести время;
• стремление объять необъятное и осмотреть как можно больше выставленного на продажу товара;
• неконтролируемое желание что-то купить «просто так», не представляя, как эта вещь будет использоваться (и будет ли вообще);
• разочарование и злость после покупки, оказавшейся слишком дорогой или ненужной;
• постоянное обсуждение купленного товара;
• подавленное настроение без регулярного посещения магазинов, мгновенное повышение жизненного тонуса при входе в торговое заведение.

  
ИСТОКИ ЗАВИСИМОСТИ
Причины постоянного стремления к приобретению вещей у многих кроются еще в детстве. Шопоголики часто вырастают в семьях, где родители уделяют слишком большое внимание материальному благополучию. На детей у них про-сто не остается ни времени, ни сил, поэтому нехватку родительской любви они компенсируют подарками. Так ребенок с детства приучается к тому, чтобы мерять любовь деньгами. 
Вторая категория шопоголиков получается из тех, кто, наоборот, рос в бедности. Как только у такого человека появляются деньги, он тут же бездумно тратит их, пытаясь с избытком вернуть себе все, чего он был лишен в своей семье.
Третью и самую многочисленную группу шопоголиков составляют дети авторитарных родителей. Те, кого в детстве зажимали, унижали, недооценивали. Обычно родители не отдают отчета в том, что ведут себя по отношению к детям жестоко, им кажется, что строгостью и требовательностью они закаляют их характер. На самом же деле таким образом они растят из детей неуверенных в себе людей с заниженной самооценкой и кучей комплексов. Повзрослев и выйдя из-под власти строгих родителей, эти дети стараются возместить себе недостаток любви. Покупками это сделать проще всего.
Ни высокий достаток, ни материальные затруднения сами по себе не провоцируют развитие болезни. Шопоголизм развивается лишь в том случае, если в семье превалирует культ денег и приобретательства. Если же мама и папа прививают ребенку вечные ценности, воспитывают в религиозном духе, объясняют, что удовольствие могут доставлять не только покупки, но и нематериальные радости (творчество, спорт, искусство, общение с природой, дружба, любовь), то дети с самых ранних лет получают «прививку» от шопоголизма.
Поэтому старайтесь тратить на детей не только деньги, но и собственное время, не скупитесь на ласку, уважение и любовь.
У взрослых людей чаще всего шопоголизм развивается на почве недостатка внимания, чувства одиночества и внутренней пустоты, потребности в признании и любви, а также в период депрессии из-за потери партнера.

  НЕ ПОКУПАЙТЕСЬ НА СКИДКИ
Тем же жертвам шопоголизма, которых воспитывать уже поздно, можно посоветовать следующее «лечение».
• Всегда расплачивайтесь только наличными. Кредитки создают иллюзию, что вы тратите не собственные деньги, к тому же они мешают контролировать расходы.
• Все покупки делайте строго по списку, а лучше возьмите с собой прижимистого спутника, который удержит от ненужных трат. Помните, что скидки – еще не повод для покупки, приобретайте только то, что действительно нужно.
• Чаще «забывайте» деньги дома, пусть в кошельке лежит лишь необходимый минимум (на проезд и обед в столовой).
• Даже если вещь очень понравилась, не покупайте ее сразу, попросите отложить до завтрашнего дня. Обычно отрезвление приходит, как только вещица исчезает с глаз долой. Ну, а если этого не произошло, – считайте, она ваша.
• Женщинам не стоит посещать магазины за 10 дней до менструации. Британские ученые пришли к выводу, что причиной необдуманного женского шопинга является гормональный сбой, вызванный приближением месячных.
Google+
ВКонтакте
comments powered by HyperComments

Похожие статьи

Зарегистрируйтесь сейчас и первыми читайте все самое актуальное и интересное на сайте Для вас:
  • экспертное мнение кандидатов и докторов наук
  • консультации юристов
  • советы бизнес-тренеров
  • подборки статей по интересующим вас темам