Журнал для фармацевтов и провизоров Выходит с 2000 г.

Я живу – и, значит, я пою

№ 5-6 | (стр. 37)
-
Нравится
0
Я живу – и, значит, я пою
Люди с абсолютным музыкальным слухом намного эмоциональнее, говорят ученые. А еще они уверены, что пение сближает людей: наши древние предки усердно пели в пещерах с целью сплотиться перед лицом опасностей и преодолеть страх перед мощью неукротимой природы. Пели и, так сказать, эволюционировали.
Инна Непетровская


И, выйдя из пещер, люди также продолжают петь: у костров – с гитарой, «а капелла» – у плиты, пока жарятся блинчики, а еще многие из нас с диким удовольствием поют в душе. Порой мы мурлыкаем себе под нос и не можем перестать, невзирая на странную реакцию окружающих: им, видите ли, наше чудное пение напоминает вокализ (песню без слов) домашнего кота! Какова же практическая польза пения – зачем мы, в самом-то деле, поем?
 

Голос нужно кормить?

Существует устойчивый стереотип, что хороший оперный певец – всегда полный. Дескать, для солидного голоса нужна солидная комплекция. Но это не совсем так. Действительно, фигуры у оперных певцов часто более крупные, что и понятно, ведь для глубокого пения нужен приличный объем легких, то есть большая грудная клетка. С такими природными данными у певца больше возможностей.
   Но лишний вес никак не улучшает вокальных способностей. И если мы задумаемся, то сможем припомнить столько же стройных и подтянутых великих певцов, сколько и полных. Да, работа певца непроста: его дыхательная и сердечно-сосудистая системы испытывают большие нагрузки, при пении усиливаются кровоток и ток лимфы, активно работает комплекс мышц диафрагмы и брюшной стенки. Подсчитано: час пения сжигает 120 ккал – примерно как полчаса бега. А еще пение снижает выработку кортизола – гормона стресса (стимулирующего переедание) и активирует выработку эндорфинов – гормонов счастья. Так что оно может способствовать удержанию веса в пределах нормы, а не наоборот.

Птички-воробышки

Иногда прекрасный и сильный голос поселяется в тщедушном теле. Эдит Гассьон, прозванная соотечественниками «воробышком» (по-французски – Пиаф), была хрупкой крошечной женщиной ростом всего 147 см. Она пела всю свою не такую уж длинную жизнь – 47 лет, пела, когда была нищей, когда стала известной, когда была счастлива и когда ее постигало огромное горе. Пение было для нее главным – важнее детей, семьи, здоровья. На старых черно-белых фотографиях она некрасива, и непонятно, отчего ее бешено любили мужчины. Может быть, фото не передают внутреннего огня? Или у Пиаф была какая-то тайна? Но идет время, а песни Воробышка все так же рвут сердце, и это, скорее всего, навсегда.
Горловое, или гортанное, пение – вокальная техника Тибета, Сибири и Монголии, древнейшая практика, позволяющая прочувствовать энергетические потоки и обрести гармонию. А заодно излечить внутренние органы и перестроить функции организма от болезни к здоровью. Мало того, горловое пение способно запускать спящие процессы мозга.
   Чтобы издать звук, включающий в себя не одну основную ноту, а еще и два-три обертона одновременно, певец включает все резонаторы ротовой полости, глотки и гортани, работая на глубоком диафрагмальном дыхании. Этот невероятный способ петь используют шаманы и целители, поклонники медитативных практик, а также любители этнической музыки. Техника горлового пения считается мужской, но есть и редкие женщины-певицы. Пение Сайлык Оммун – чарующие северные мелодии, древние и пронзительные песни первой Земли, песни – истории без слов: о рождении жизни, о красоте, борьбе и вдохновении. Так говорят об искусстве Сайлык Оммун ее поклонники. К слову, имя Сайлык на ее родном тувинском означает «птичка».

С песней по жизни

Кошка напрягает голосовые связки гортани – получается мурлыканье. На постороннюю музыку кошка реагирует презрительно – разве что ухом потрясет на слишком громкую попсу из колонок. Собака может и подпеть, а лошади охотно гарцуют под марши. Более мелким нашим братьям музыка неинтересна в принципе: лучшая песня хомяка – хруст морковки.
   Есть версия, что музыка привлекает людей только по той причине, что содержит матрицу информации: ритм, тональность, высота, обертоны. Еще Дарвин в 1871 году утверждал, что язык восходит к пению – то есть наша речь когда-то была музыкой. И говорить, то есть использовать лексический диапазон речи, люди начали всего-то 70 тысяч лет назад, а до того только пели. У этой странной теории (ее автор – японский фольклорист Сигеру Миягава) есть ряд серьезных подтверждений: голосовые связки и речевой аппарат человека – сложнейший музыкальный инструмент, что однозначно говорит о том, что мы – существа поющие. И еще: что бывает важнее в живой речи – слова или интонации, то есть песенная составляющая? Ведь часто мы, почти не вникая в смысл, понимаем по интонациям говорящего даже больше, чем нам хотелось бы!
   Песня – самая древняя форма речи, и она до сих пор способна выразить любую эмоцию. Доказанные научные факты:
·    Ритмический текст мы помним точнее и дольше: речевки, марши, детские считалочки.
·    От заикания лечат пением: когда поешь, заикаться некогда, это проверенная мировая практика.
·    Мамы общаются с новорожденными не речевыми смысловыми блоками и даже не словами, а мелодичными «уси-пуси», «люли-ляли»: смысла нет, но интонационный диапазон громадный. Сначала дитя учит язык эмоций, а далее согласно эволюционной программе: от песни – к речи.
·    Голос – индикатор здоровья человека: когда человек болен, его голос слабеет, становится глухим и бесцветным.
·    Знаменитые певцы и музыканты очень часто истерики и невротики. И, как считают специалисты, вовсе не потому, что это симптом «звездной болезни»: чем тоньше музыкальный слух, тем выше чувствительность и уязвимость.

Одна на миллион

Синдром мышечной скованности – этот редчайший неврологический диагноз встречается у одного человека из миллиона. Мышцы напрягаются спонтанно, до спазмов такой силы, что кости могут не выдержать и сломаться, и нет лекарства – только возможность замедлить развитие болезни.
   Канадской певице Селин Дион нельзя не сопереживать: эта хрупкая женщина, обладательница мощного сопрано и уникального диапазона в пять октав, вокалистка-жемчужина, сегодня борется с мучительной болезнью. Суперзвезда столкнулась с тем, что по силам далеко не каждому человеку. В начале лета мир ждет новостей: Селин Дион анонсировала выход документального фильма. Что это будет: любовное письмо певицы к поклонникам или взгляд на жизнь звезды из-за кулис? Или просто рассказ о самом главном в ее жизни? Не о болезни – о музыке.

Безграничное сопрано Марии Каллас

Более ста лет назад, 2 декабря 1923 года, в Америке в семье греческих эмигрантов с непроизносимой фамилией Калогеропулу родилась девочка. Мы знаем ее под именем Мария Каллас, и удивительно, что в наше лопающееся от информации время это имя все еще узнаваемо, не забыто и вызывает отклик – легендарная оперная певица-загадка! В чем тайна ее успеха?
   В голосе Каллас была неправильность – приглушенный, даже немного сдавленный тембр в среднем регистре, а на высоких нотах он сильно вибрировал. Теоретики вокала считали это недостатками, но миллионы поклонников говорят о волшебстве, о специфической магии Каллас, а сама певица называла свой голос «драматической колоратурой». Себя она не жалела: в 1953 году ценой крайне рискованной диеты сбросила целых 30 кг, никогда не носила очки, хотя была сильно близорука. А еще она презирала спонтанность и удачу – только тяжелый методичный труд, полное напряжение сил, только вечное стремление к совершенству. Не имея от рождения каких-либо уникальных способностей, Мария Каллас стала La Divina – Божественной. Этим титулом ее наградили слушатели, а суд публики – самый справедливый.

Спеть для слонов

Не так они просты, слоны! Ученые выяснили, что африканские слоны определяют пол, возраст и этническую принадлежность людей по их голосам. А между собой они общаются часто и подолгу, вот только в инфразвуке частотой до 10 Гц, так что мы ничего не слышим. При этом слоны даже связок не напрягают, вибрации у них рождаются просто при прохождении воздуха через гортань, а слышно (слонам, конечно) – на 5–15 км!
   Уникальный американский вокалист Тим Стормс начинал с христианских песнопений. Он прекрасно исполняет романтические композиции, а кинематограф буквально носит певца на руках за невероятные возможности создания драматической атмосферы, ведь никакой синтезатор до сих пор не может заменить живой человеческий голос. А голос у Стормса – мощный бас, и низкими нотами, которые певец может взять, насладиться могут разве что слоны, людям их слышать не дано, и нет таких клавиш у фортепиано. Диапазон голоса не менее невероятен – 13 октав (у современных поп-звезд – в лучшем случае 1,5–2 октавы).
   В Книге рекордов Гиннесса еще немало имен: голос британки Джилл Дрейк, работающей преподавателем, – настоящее оружие громкостью 129 децибел (звук отбойного молотка и реактивного самолета на взлете). Для сравнения: болевой порог человека – 120 дБ. Правда, речь здесь о крике, а не о пении. Еще один рекорд принадлежит бразильской певице Джорджии Браун – «самая высокая нота, произведенная человеком»; она единственная в мире женщина с голосовым диапазоном в девять октав.
   Светлана Феодулова – оперная певица (колоратурное сопрано), «самый высокий женский голос в мире». Ее мировой рекорд – самая высокая нота в истории и 13 нот в секунду в исполнении рондо Моцарта: настоящее чудо, божий дар. «Очень важно не только брать, но и отдавать», – говорила певица, комментируя благотворительный концерт православной службы «Милосердие», в котором принимала участие.

Зачем мы поем

Мы поем, потому что не можем иначе, – с рождения и до смерти. Пение не отключается, оно безусловно и изначально. Эти доставшиеся нам от Большого взрыва реликтовые волны, вечные и непостижимые, затрагивают каждого. А дальше – что суждено: если удачные связки и гортань, тогда мировая слава, если обычное горлышко – то пение в душе, тоже неплохо. А как голосят младенцы, когда учатся жить, дышать воздухом планеты, переваривать ее пищу? Эти арии из оперы «Жизнь молодых родителей» будоражат порой сильнее, чем голоса суперзвезд!
   Древние греки относили музыку не к искусствам, а к наукам и ставили ее в один ряд с геометрией и астрономией. И поэты знали, как «поверить алгеброй гармонию». О лечении музыкой известно давно: мелодии способны перенастраивать эмоциональное состояние человека, музыкальный ритм может замедлить или ускорить ритм сердечный. Исцеление пением описывал еще Аристотель, и, возможно, не раз в истории цивилизации техники такого лечения переходили в различные мистические и религиозные практики. Славяне водили вокруг болящего хоровод и пели, изгоняя болезнь; современные ученые признали богослужение и церковное пение реальным оздоровительным средством. Лечение пением широко применяют в Китае и Индии, официально признана вокалотерапия и у нас в России.

Вокалотерапия: надоело болеть – запишись в хор!

Неважно, есть ли голос и слух. Пением можно вылечить неврозы и фобии, мигрень и бронхиальную астму, исправить осанку и дикцию, а также научиться правильному дыханию. Недаром хорошие оперные певцы – очень часто долгожители и обладатели отменного здоровья. Ведь когда человек поет, то всего лишь 15–20 % вибраций уходят вовне, а до 85 % поглощаются телом, его внутренними органами. А точные гармонические вибрации – это информационная программа здоровья.
   Еще в 1962 году известный всему миру акушер Мишель Оден ввел в практику родильного отделения госпиталя города Питивье хоровое пение a cappella для будущих мам. Пение очень полезно как для беременных, так и для детей: ребенок чувствует музыку и реагирует на нее уже на 38-й неделе внутриутробного развития. В каждого из нас еще до рождения встроен идеально нам подходящий личный музыкальный инструмент – голос – индикатор здоровья и целый терапевтический комплекс.
   Согласно древним трактатам, звук «Ом» снижает кровяное давление; «А» – снимает любые спазмы; «Щ» лечит печень, «С» – кишечник.
   А песня в душе лечит все!

Зарегистрируйтесь сейчас и первыми читайте все самое актуальное и интересное на сайте Для вас:
  • экспертное мнение кандидатов и докторов наук
  • консультации юристов
  • советы бизнес-тренеров
  • подборки статей по интересующим вас темам