- экспертное мнение кандидатов и докторов наук
- консультации юристов
- советы бизнес-тренеров
- подборки статей по интересующим вас темам
Аптечные будни: стоит ли платить за учебу сотрудников?
Посетители нередко жалуются на низкую квалификацию сотрудников аптек, а сами сотрудники – на отсутствие шансов продвинуться по карьерной лестнице. Какие меры могли бы предпринять руководители для решения обеих проблем одновременно? Ответ кроется в сфере профессионального образования.
Сегодня аптечной отрасли не до перфекционизма – работать некому. Несмотря на усилия, которые предпринимает государство для поддержки отечественной фармации, любой руководитель аптеки подтвердит: образованный специалист – на вес золота. Сложившаяся ситуация приводит к ряду проблем, среди которых и все возрастающее число ошибок, допускаемых аптечными сотрудниками на рабочих местах, и отсутствие каких-либо возможностей двигаться по карьерной лестнице. С позиции
консультанта (а это практически единственная должность в аптеке, которую может занимать человек без специального образования) невозможно сдвинуться, не получив заветных фармацевтических «корочек».
Кто должен решать эти проблемы: сами работники, зачастую не ориентирующиеся в нюансах отрасли, или руководители аптечных подразделений?
«Я ХОЧУ УЧИТЬСЯ»: ПОЧЕМУ ИНИЦИАТИВА СОТРУДНИКОВ НЕ ПРИНОСИТ РЕЗУЛЬТАТОВ?
Нельзя сказать, что работники аптек не стремятся получать профильное образование. Учеба в их интересах: законодательные требования ужесточаются с каждым годом, а должность консультанта зачастую не приносит ни денег, ни удовольствия, ни карьерных перспектив. К сожалению, желание пойти учиться часто влечет за собой негативную реакцию аптечного руководства. Заведующих можно понять: учеба отнимает много времени, заочного образования по специальности «Фармация» теперь нет,
а отпустить сотрудника на дневное отделение – все равно что попрощаться с ним навсегда. Нет никаких гарантий, что получивший диплом работник через 5 лет вернется в эту же аптеку, а если даже вернется – что делать в этот промежуток времени руководителю, оставшемуся с очередной пустой клеткой в штатном расписании?
«В МОЕМ ВОЗРАСТЕ УЧИТЬСЯ СТЫДНО»: ПОЧЕМУ САМИ СОТРУДНИКИ БОЯТСЯ СЕСТЬ ЗА ПАРТУ?
Если заглянуть на лекцию в любой из европейских вузов, можно увидеть, что местные студенты – далеко не дети. Идти учиться сразу после школы там просто не принято. Получать второе, а то и первое профессиональное образование в 35–45 лет – для европейца нормальная практика. В России такой подход пока только зарождается, но и у нас можно встретить достаточно «взрослых» студентов, которые решили восполнить пробелы или сменить специальность.
Однако большинство из нас по-прежнему боятся начинать новую жизнь после 25 лет. Понимание того, что получать профильное образование необходимо, уже есть, а эмоционального и физического ресурса на этот шаг пока еще нет. Трудно даже представить, что в привычное расписание «дом – работа – дом» можно встроить что-то другое, а сделать это еще труднее.
ОШИБКИ В АПТЕКАХ СТОЯТ ДОРОГО
Любые ошибки, допущенные в ходе работы, обходятся недешево. Но, пожалуй, самые высокие ставки – в сфере здравоохранения. Сломанное оборудование можно починить, неверно заполненный документ – переделать, а вот вернуть человеку жизнь и здоровье порой бывает непросто. Именно поэтому медицинские специальности изучаются только очно, а сама учеба занимает много времени. Из-за ужесточения законодательства в аптеках теперь почти невозможно найти неквалифицированных специалистов, занимающих должности фармацевтов и провизоров. Сотрудники без образования носят звания консультантов и, в соответствии с требованиями, не
имеют дела с лекарственными средствами. Но это лишь на бумаге – по причине кадрового дефицита консультанты то и дело подменяют фармацевтов за первым столом. И, конечно, допускают ошибки.
По данным исследований1, проведенных в аптеках Москвы и Московской области, работниками аптек при отпуске лекарственных препаратов совершаются следующие ошибки:
• связанные с названием (номенклатурой) препарата – 34,4 %;
• случайный отпуск неправильного лекарственного средства – 22,1 %;
• отпуск лекарственного средства для детей взрослому пациенту и наоборот – 15,3 %.
Неудивительно, что количество жалоб на аптечных сотрудников со стороны посетителей возрастает с каждым годом, а сами аптеки из раза в раз вынуждены решать возникающие проблемы, теряя доверие пациентов и заново принимаясь за поиск работников.
СИТУАЦИЮ НЕОБХОДИМО МЕНЯТЬ
Решить проблему с вечной текучкой кадров, избежать множества судебных исков и завоевать лояльность посетителей на самом деле не так сложно и дорого, как может показаться. Одним из решений может стать оплата обучения сотрудников самим работодателем: терять кадры на несколько лет при этом не придется. Конечно, речь не идет о высшем образовании (да это и не всегда нужно для работы в аптеке) – специалисты, имеющие за плечами среднюю специальную подготовку, тоже станут
отличной частью команды.
Мы поддерживаем связь с руководством аптек, где работают наши бывшие студенты, и знаем, что выпускники фармацевтических колледжей имеют преимущество перед теми, кто закончил вуз, в плане практической подготовки. Среднее образование «заточено» на практику, поэтому такие сотрудники быстрее адаптируются к реальной работе.
Получение среднего специального образования имеет еще одно преимущество перед учебой в вузе – для этого сотрудникам не придется расставаться с любимой работой. В некоторых учебных заведениях существует несколько графиков обучения, поэтому обязательно найдется вариант, который позволит аптечному консультанту совмещать работу с получением знаний.
Инвестиции в образование сотрудников быстро окупятся. Да и скольких ошибок, влекущих за собой штрафы и потерю клиентов, удастся избежать благодаря обучению работников? Какую прибыль принесет взлетевшая вверх репутация аптеки? Сколько можно будет сэкономить, не подбирая новых специалистов каждый месяц? Считайте сами.
И не сомневайтесь – вложения в образование всегда приносят доход.
1. Аносов И.С. Изучение факторов, влияющих на фармацевтическую безопасность при отпуске лекарственных препаратов // Вестник РУДН. 2013. № 6.