Журнал для фармацевтов и провизоров Выходит с 2000 г.

Крепость без гарнизона

№ 9 | (стр. 7)
-
Нравится
0
Крепость  без гарнизона
Голова без памяти – все равно что крепость без гарнизона.
                                                             Наполеон


Ученые веками пытаются познать тайны человеческого мозга – и не так уж преуспели в этом. Более изученной считается человеческая память. Без знаний и информации, заложенных в ней, существовать невозможно, ведь самое простое действие нашего тела осуществляется за счет памяти.

Ирина Садовникова, кандидат медицинских наук,
терапевт, врач высшей категории



Запомнить, сохранить, воспроизвести 22-09-2020 11-21-23.png


С точки зрения физиологии память – это процесс постоянной циркуляции нервного импульса по закрытой цепочке нервных клеток, которая затем может переходить и «записываться» в нейронные сети. Память отвечает за восприятие информации (собственно запоминание), ее хранение, многократное воспроизведение и стирание.
   Запоминание – первый пункт процесса. Мы можем запоминать что-то непроизвольно, без цели, не затрачивая усилий. Это непроизвольная память. Например, в наших каждодневных походах в магазин или поездках на работу.
   Мы можем целенаправленно усваивать информацию с помощью специальных приемов для как можно более долгого ее сохранения. Время сохранения (запоминания) зависит от целей и от приемов заучивания: пересказ, зазубривание – многократное повторение, образные приемы запоминания. Это пример произвольной памяти. И процесс запоминания происходит быстрее, если присутствует заинтересованность объектом.
Следующий этап памяти – ее сохранение. Предполагают, что «лишнее» стирается, а сохранению подлежит только значимая для человека информация. То есть мозг способен избирательно забывать, чтобы избежать переизбытка знаний и невозможности их дифференцировки. И как тут не вспомнить знаменитый диалог Шерлока Холмса и доктора Ватсона.

22-09-2020 11-34-44.png

              
  По длительности сохранения знаний выделяют:

    Кратковременную память. Попытайтесь вспомнить утреннюю поездку в метро, людей, лица, разговоры. Это будет затруднительно: не было цели. Информации не имела значения и быстро была удалена.
    Долговременную память. Она и есть весь ваш жизненный опыт. И.М. Сеченов писал: «Без памяти… человек постоянно бы находился в положении новорожденного. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшим познавательным процессом».
    Оперативную память. Информация, необходимая для обеспечения текущей деятельности. После прекращения деятельности она чаще всего забывается либо попадает в долговременную память. В жизни чаще встречается второй вариант – отложить знания подальше (например, в детстве вы научились кататься на велосипеде и, даже если 30 лет практики не было, сядете и поедете).
    Следующий процесс – воспроизведение информации. Наверное, именно этот процесс, а особенно его нарушения, вызывает у нас озабоченность, и мы восклицаем: «Не могу вспомнить! Память подводит!»

22-09-2020 11-28-10.jpg

                              






Тут помню, тут не помню      

  Считается, что чем старше человек становится, тем быстрее ухудшается его память. Это не совсем так: память может ухудшаться, если ее не тренировать. Поскольку у людей старшего возраста нет необходимости посещать учебные заведения и что-то учить, они теряют навык к запоминанию. Нарушения памяти во многом зависят также от состояния организма и наличия хронических заболеваний.
   Полноценное питание с необходимым набором минералов и витаминов группы В, Е, С, жирных кислот в пище способствует улучшению памяти. Несбалансированное питание, недосып, ночное бодрствование, чрезмерные эмоциональные, физические и умственные нагрузки – причины ослабления памяти и в целом всех когнитивных процессов.
   Курение, алкоголизм, наркомания, токсикомания способны вызывать токсическое поражение мозга, что также влечет за собой изменения вплоть до полной потери памяти (амнезии).
   В группу факторов риска нарушений памяти входят гипертоническая болезнь, сахарный диабет, атеросклероз сосудов головного мозга, поражение почек и печени. Последствия аварий, падений, спортивных и бытовых травм – тоже в списке угроз для мозга.
При старении мозг, увы, претерпевает инволюционные изменения – сокращается объем тканей, количество клеток, снижается уровень метаболизма. Происходит ослабление памяти и других познавательных функций. Стойкая дисфункция присутствует при дегенеративных заболеваниях головного мозга (болезнь Альцгеймера, болезнь Паркинсона, хорея Гентингтона и пр.).   
22-09-2020 11-42-37.png








Добавьте мне памяти!


  Почему сейчас мы слышим жалобы на изменение памяти все чаще, а возраст появления проблем постоянно снижается? Приведу ниже отрывок из интервью знаменитого врача Н. Бехтеревой, посвятившей всю свою долгую жизнь изучению мозга.

«Сегодня многие люди испытывают продолжительный стресс, связанный прежде всего с неуверенностью в завтрашнем дне, с национальными, мировоззренческими, политическими, экономическими, личными проблемами. А это нередко приводит к патологическим реакциям, которые могут развиваться в двух направлениях. Либо человек пребывает в перевозбужденном состоянии, на грани нервного срыва. Либо развивается другая крайность – состояние психического отупения в результате активности защитных механизмов организма, пытающегося противостоять эмоциональному стрессу. Защитная реакция торможения часто проявляется в виде вялости, сонливости, в том числе в виде нарушения процессов управления памятью.
Для того чтобы память была лучше, ее надо упражнять. Точно так же, как существуют упражнения для укрепления мышц, существуют и упражнения для укрепления памяти. Почему бы не попытаться зазубрить все номера телефонов своих друзей и знакомых? Не случайно раньше зубрежка была одним из методов обучения. Мы же ее всегда критиковали и в конце концов ликвидировали. А вместе с ней выкинули на помойку хороший тренажер для памяти. Для тренировки памяти очень полезно заняться изучением иностранного языка, заучивать ежедневно хотя бы пять-десять новых слов. Или учить стихи – поверьте моему опыту, это очень эффективное упражнение. Обязательно нужно больше читать. И не только газеты, но и фантастику, и лирику, и специальную литературу – для того чтобы получать как можно больше информации. То есть заставлять работать свой мозг. Вообще чем больше разнообразной информации человек будет стараться запомнить, тем лучше у него будет с памятью. Поэтому не делайте больших перерывов в умственной работе».

22-09-2020 11-54-48 1111.jpg
           Н. Бехтерева говорит и о том, что важно также и медикаментозное лечение – с   помощью различных ноотропных препаратов, других средств, улучшающих деятельность мозга. Они помогают и в детском, и в зрелом, и в преклонном возрасте – тогда, когда нарушается память, замедляются ассоциативные процессы в мозгу. О том, что есть и другие способы укрепления памяти – например, естественный отдых на природе, принципиальная смена обстановки, которая сама по себе оказывает положительное воздействие на механизм нашей памяти.

Добавить к этому нечего. Хочется сразу перейти к выполнению наказов!

Google+
ВКонтакте
comments powered by HyperComments

Поиск по тегам

Похожие статьи

Зарегистрируйтесь сейчас и первыми читайте все самое актуальное и интересное на сайте Для вас:
  • экспертное мнение кандидатов и докторов наук
  • консультации юристов
  • советы бизнес-тренеров
  • подборки статей по интересующим вас темам