Журнал для фармацевтов и провизоров Выходит с 2000 г.

Подготовка фармацевтов: мнение работодателей

№ 3 | (стр. 18)
-
Нравится
0
Подготовка фармацевтов: мнение работодателей

Высокая потребность в квалифицированных фармацевтах и качество их подготовки – актуальные проблемы современного профессионального образования.
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по специальности 33.02.01 при разработке программы подготовки специалистов среднего звена требует учета потребностей регионального рынка труда. Поэтому профессиональным образовательным учреждениям необходимо детально изучать требования, которые предъявляют работодатели к качеству подготовки специалистов.

Татьяна Козлова, педагог-психолог,
Галина Саполетова, преподаватель профессиональных модулей по специальности «Фармация», ступинский филиал ГБПОУ МО «Московский областной медицинский колледж № 2»

За последние 25 лет подход к обучению студентов заметно изменился: от классического академического образования к более ориентированному на больного и на продукт (лекарственные средства). Однако до сих пор взаимосвязь «преподаватель – работодатель» устанавливается с трудом, что приводит к возникновению разрыва между теоретическим и практическим обучением. Таким образом, одна из актуальных задач профессионального образования – формирование обратной связи с аптечными организациями, что может существенно повысить качество подготовки фармацевтов и способствовать не только повышению экономической эффективности аптечных организаций, но и улучшению процесса адаптации молодых специалистов к условиям работы.
В целях повышения эффективности образовательного процесса в ГБПОУ МО «Московский областной медицинский колледж № 2» (в том числе в ступинском филиале) в соответствии с требованиями ГОСТ ISO 9001-2011 (п. 8 «Измерение, анализ и улучшение») ежегодно проводится мониторинг удовлетворенности потребителей образовательных услуг.
Одним из критериев оценки является удовлетворенность работодателей уровнем подготовки специалистов. Руководителям аптечных организаций, в которых работают выпускники фармотделения ступинского филиала колледжа, предлагается принять участие в социологическом опросе. Так, за период с 2016 по 2018 год в опросе приняли участие 15 аптечных организаций Ступинского, Каширского, Озерского, Домодедовского районов Московской области. В целом были получены оценки 27 молодых специалистов.
Первое, с чего начинают самостоятельную работу молодые фармацевты, является реализация ЛС и товаров аптечного ассортимента. В связи с этим в первую очередь необходимо было оценить уровень освоения некоторых общих и профессиональных компетенций выпускников: 
• знание требований нормативно-правовой базы;
• умение организовывать прием и хранение товаров аптечного ассортимента;
• умение правильно отпускать лекарственные средства населению;
• применение правил мерчандайзинга;
• соблюдение санитарно-гигиенического режима;
• грамотное оформление документов первичного учета.
Именно эти показатели работы фармацевтов предлагалось оценить работодателям. Оценка давалась в баллах от 1 до 5. Отдельно эксперты оценивали уровень коммуникативной компетентности специалистов. В заключение респондентам предлагалось выразить собственные пожелания в адрес колледжа в контексте проводимого опроса. В результате исследования было установлено, что работодатели в целом дают высокую оценку качеству подготовки фармацевтов (средняя оценка составляет 4,44 балла). Были выявлены и наиболее слабые стороны подготовки фармацевтов на текущий момент, а именно:
• знание требований нормативной базы исследуемого вида профессиональной деятельности (ВПД) (4,0 балла);
• информирование покупателей о товарах аптечного ассортимента (4,12);
• применение правил мерчандайзинга (4,18).
Необходимо отметить, что в качестве отдельных предложений работодателями были выражены пожелания:
• увеличить количество часов, отведенных для прохождения практики в аптечных организациях;
• усилить работу по развитию коммуникативной компетенции фармацевтов, так как некоторые из выпускников испытывают трудности при общении с клиентами. Затруднения могут быть связаны как с низким уровнем развития коммуникативных навыков, так и с неуверенностью в себе молодых специалистов, недостаточной сфор-
мированностью у них профессиональной речи и мышления.
Как отмечается в документах Министерства образования РФ, средние специальные учебные заведения в обязательном порядке должны привлекать ведущих работодателей, являющихся потребителями кадров, к обеспечению контроля качества подготовки специалистов путем участия в работе государственных аттестационных комиссий при проведении итоговой аттестации выпускников. По мнению специалистов, взаимодействие субъектов в сфере проектирования учебных и производственных практик должно носить комплексный характер и осуществляться на различных уровнях:
• на уровне заказчика – принятие решений учреждениями здравоохранения и фармации;
• на уровне исполнителя – осуществление и контроль исполнения, интерпретация и реализация задач среднего специального образования;
• на уровне потребителя – формулировка потребительского заказа;
• на уровне взаимодействия участников – управление поведением в поле практики.
При составлении программ подготовки специалистов среднего звена по специальности «Фармация» были учтены пожелания работодателей, а именно:
• увеличено количество часов производственных практик;
• в программу по психологии введены элементы психологического тренинга коммуникативной направленности.
В заключение хотелось бы сказать: проведение анкетирования работодателей с целью выявления уровня их удовлетворенности профессиональной компетентностью наших выпускников проводится регулярно.
Полученные результаты используются преподавателями профессиональных модулей для повышения качества подготовки фармацевтов. В рамках современных требований к уровню подготовки специалистов необходимо дальнейшее тесное сотрудничество образовательных учреждений среднего профессионального образования и работодателей.
ФАРМАЦИЯ.png

Зарегистрируйтесь сейчас и первыми читайте все самое актуальное и интересное на сайте Для вас:
  • экспертное мнение кандидатов и докторов наук
  • консультации юристов
  • советы бизнес-тренеров
  • подборки статей по интересующим вас темам