Журнал для фармацевтов и провизоров Выходит с 2000 г.

ПЭП как индикатор состояния отрасли

№ 4 | (стр. 18)
-
Нравится
0

В аптечном ассортименте есть ряд групп препаратов, которые могут служить индикаторами состояния отрасли в целом. Как раз к такой группе и относятся противоэпилептические препараты (ПЭП), прием которых осуществляется непрерывно и пожизненно.

Подготовлено агентством DSM Group

Противоэпилептические препараты – это ЛС, которые предупреждают развитие припадков и купируют острый эпилептический приступ. Их ассортимент широк, однако поиски и разработка новых средств не прекращаются, ибо у эпилепсии многообразные клинические проявления. Рассмотрим АТС-группу 2-го уровня N03 «Противоэпилептические препараты».
Хотя ПЭП участвуют в госпрограммах, основным каналом их реализации остаются аптеки: в 2018 году продажа через розницу составила 67 % в стоимостном выражении. Сегодня на полках аптек можно найти 59 брендов от 54 производителей (около 240 полных наименований).
Важно: препараты данной группы отпускаются только по рецепту, так как схема лечения должна строго определяться врачом. 
Специфика приема ПЭП объясняет отсутствие какой-либо сезонности в аптечных продажах. Разница в объемах отмечается только в декабре – январе, но это следствие календарных праздников, когда потребитель покупает в конце года лекарств чуть больше, чтоб хватило на новогодние каникулы.
Таким образом, для удовлетворения спроса наличие ПЭП должно быть постоянным. В среднем в аптеках ежемесячно приобретается около 992 000 упаковок препаратов данной группы на сумму 471 млн руб. 
Динамика продаж ПЭП имеет положительный тренд: на протяжении последних трех лет в упаковках группа растет на 9 %, в рублевом выражении прирост составляет 7 %. В 2018 году средневзвешенная стоимость одной упаковки составила 475 рублей. Противоэпилептические препараты на 74 % относятся к списку жизненно необходимых и важнейших ЛП. В связи с этим роста стоимости препаратов практически не наблюдается. Так, средняя стоимость упаковки в 2018 году осталась на уровне предшествующего года.
Наибольшим спросом у потребителей пользовались средства с ценой 150–500 рублей (37 % рынка в упаковках). Самый высокий объем продаж приходится на дорогостоящие препараты с ценой более 1000 рублей за упаковку (доля – 43 % в рублях).
При рассмотрении структуры по происхождению стоить отметить, что в группе ПЭП как в деньгах, так и в упаковках преобладают импортные ЛС (в 2018 году – 81,5 % в стоимостном и 56,6 % в натуральном выражении). Однако отечественные препараты из года в год наращивают свое присутствие на рынке. Еще в 2015 году их доля составляла 5 % в рублях и 31 % в упаковках. Появляются новые препараты, выпущенные российскими производителями, а также заметно переключение потребителя на дженерические препараты.
Важно: при переводе больного с оригинального препарата на дженерик (обычно в связи с материальными трудностями, поскольку брендовые препараты очень дороги) может потребоваться коррекция дозы последнего – чаще в сторону повышения.
Доля дженерических препаратов растет и в упаковках, и в деньгах. За три года показатель в рублях увеличился на 23 % – до 54 %. В натуральном выражении доля дженерических препаратов выросла на 14 % – до 79 %. В настоящий момент группа ПЭП представлена 22 международными непатентованными названиями (МНН), но ключевые (топ-5) МНН занимают 80 % в рублях и 77 % в упаковках.
сезонность.png
бренды.png



Зарегистрируйтесь сейчас и первыми читайте все самое актуальное и интересное на сайте Для вас:
  • экспертное мнение кандидатов и докторов наук
  • консультации юристов
  • советы бизнес-тренеров
  • подборки статей по интересующим вас темам