Журнал для фармацевтов и провизоров Выходит с 2000 г.

Крепкий орешек-2

№ 4 | (стр. 9)
-
Нравится
0
Крепкий орешек-2

В прошлом номере мы начали цикл публикаций на тему «управленческой карусели». Разговор шел о том, как согласовать между собой четыре переменных фактора: себя как руководителя, задачи, ситуацию и трудовой коллектив. К сожалению, рабочие будни не всегда проходят гладко. Первая проблема, которую мы попытаемся решить, – подчиненный, являющийся родственником или другом собственника/руководителя аптечной сети. Этот кадр – поистине «крепкий орешек». Но и на него можно найти управу.

Ирина Кравчук, практический психолог, консультант по управлению, бизнес-тренер

Чего ждать от подружки начальства, мы уже определили в D.S. № 3. А теперь приступим к рецепту управления нашим трудным объектом, который для образности и краткости мы договорились называть Зинаидой.

ЗАДАЧА ПЕРВАЯ: необходимо ослабить ее влияние в коллективе.
Что для этого требуется? Всех загрузить работой, да так, чтобы головы не поднимали! Зачем? Чтобы не было ни времени, ни возможности обсудить происходящее. Но самое главное – назначьте при этом Зинаиду старшей. Пусть контролирует производственный процесс, раз так любит это делать. Обязательное условие: контроль должен быть возложен на нее официально и требования озвучены конкретные. Например, в круг обязанностей старшей входит:
• доносить до сотрудников распоряжения заведующей;
• проверять качество работы;
• объявлять результаты;
• предупреждать о санкциях.
Кто-то не справился с заданием? Вина лежит на Зинаиде: не уследила, она ведь старшая. Сплоченность коллектива вокруг Зины снизится, а негодование сотрудниц пойдет по нужному нам руслу: «Не успела новая мымра прийти, уже гайки закручивает. Но Зинка-то, Зинка какова!» Кроме того, сотрудницы из-за загрузки не смогут выполнять обязанности самой Зинаиды, и ей придется все делать самостоятельно. Через одиннадцать дней стереотипы будут сломаны, и Зинкина злость из-за невозможности вести привычный образ трудовой жизни приведет к ошибкам, что создаст почву для легитимного наказания. После полученного результата можно будет приступать ко второму действию.

ЗАДАЧА ВТОРАЯ: поговорить с руководителем аптечной сети и прояснить ситуацию насчет действительного статуса Зинаиды в аптеке, уточнить ранговое соотношение между вами.
Не забудьте также узнать у руководителя: есть ли в отношении Зинки какие-то вопросы, которые могут превышать ваши полномочия, или все-таки для вас она – обычная подчиненная?
Но будьте всегда начеку! Ибо за каждым действием следует противодействие. Зина не будет сидеть сложа руки. Не надейтесь, что она вступит с вами в открытый бой.
Скорее всего, это будут отдельные уколы из-за бруствера. Будьте готовы противостоять слухам, сплетням и наговорам в кабинете высшего руководителя.
Чтобы было легче справиться, постарайтесь отстраниться от попыток подчиненных выведать информацию конфиденциального (особенно финансового) характера, следите за своей самооценкой и не поддавайтесь на провокации, держите со всеми дистанцию и разговаривайте односложными предложениями, исключающими двоякое толкование.
Если Зинуля пришла в ваш сложившийся коллектив, то вам придется стать мастером по работе с интригами. Впрочем, интриги – это еще одна неповторимая особенность женских коллективов. Это коварное, тайное нападение одного человека на другого, применение неэтичных методов в борьбе за власть. Чаще всего интриганы используют
следующие приемы нечестного поведения:
• слухи и наговоры;
• шантаж;
• фальшивая дружба.
Сначала давайте разберемся с терминами.

НАГОВОР, ИЛИ ДИСКРЕДИТАЦИЯ
Интриган распространяет негативную информацию о «жертве», желая дискредитировать ее и ухудшить общественное мнение о ней. В зависимости от обстоятельств интриган обращается непосредственно или косвенно к влиятельной личности, например к руководителю: «Маш, представляешь, наша-то кукушка пришла сегодня в той же кофточке, что и вчера, значит, дома не ночевала. Поди, у любовника была. А ты хочешь, чтобы мы увеличили продажу акционных препаратов! Этим же надо заниматься руководителю, а разве у нее на это есть время?»
ШАНТАЖ – это угроза обнаружить ошибку или слабое место «жертвы» в том случае, если «жертва» не будет выполнять требуемые вымогателем действия или принимать
определенные решения. Предать огласке ошибки или слабости «жертвы» означает поставить в известность высшее руководство.
Самое слабое место любого руководителя аптеки – это нехватка квалифицированных кадров. Чуть что не нравится, персонал тут же намекает на увольнение: «Я специально ушла с предыдущего места работы, чтобы не продавать "товар дня". А теперь и вы внедряете эту маркетинговую акцию. Я не буду продавать! А если будете настаивать, то придется уволиться и от вас».
ФАЛЬШИВАЯ ДРУЖБА означает, что кто-то заводит дружбу с недобрыми намерениями и собирается использовать создавшиеся доверительные отношения для того, чтобы навредить. Чаще всего интриган заводит разговор о руководителе, или сам высказывается о нем плохо, или провоцирует «жертву» на негативное высказывание. Затем интриган информирует об этом самого руководителя – и «жертва» выглядит в его глазах нелояльно и недостойно. Фальшивый друг может поставить себе целью публично продемонстрировать коллегам и руководству некомпетентность и профессиональную несостоятельность «жертвы». Для этого интриган активно провоцирует ее на ошибочные действия заведомо ложной информацией или заранее заготовленной ловушкой. Впоследствии «жертву» поставят в ситуацию, когда она сделает ошибку, и эта ошибка будет продемонстрирована всем.
Чтобы не стать жертвой интриганки, руководителю следует остерегаться:
• рассказывать о себе и своей личной жизни кому бы то ни было;
• вступать в коалиции или принимать чью-либо сторону (не обязательно против руководства сети);
• демонстрировать свое отношение;
• давать повод для сплетен;
• реагировать сразу, вместо того чтобы обдумать каждое слово.
Но главные ваши козыри на все времена – это выполненный план продаж, отсутствие жалоб со стороны покупателей и замечаний со стороны проверяющих. Иначе у Зинки будут шансы посеять у руководителя сети сомнения в вашей компетентности.

И ПОСЛЕДНЕЕ
Предположим, вы справились с Зинаидой. Коллектив и руководство на вашей стороне. Но не расслабляйтесь, борьба еще не закончена. Зина будет расценивать ваш успех как свое собственное личное поражение, ведь ее превосходство над вами и всеми остальными улетучилось, несмотря на особые отношения с высшим руководством. А это рождает такое опасное чувство, как зависть.
Стремление к превосходству и зависть – это еще одна особенность женских коллективов. Женщины завидуют не конкретной сотруднице, а ее умению выстраивать отношения с людьми.
Согласно психоаналитической теории (Эро Рехардт), объектом зависти является способность другого к благополучию, которое возможно иметь, но невозможно отнять. Поэтому завистницы стараются разрушить семью, партнерство. Разрушая любой союз, женщина разрушает предмет своей зависти – любовь или дружбу между партнерами. Поэтому будьте готовы к вредительству со стороны Зинки.
Трудный объект в управлении – это всегда дополнительные затраты для руководителя: время, нервы. Иногда могут кончиться силы и терпение. Иногда может сломаться мотивация, и захочется чего-то спокойного. Может даже пошатнуться вера в себя как в руководителя.
В таких случаях необходимо найти что-то подбадривающее – нет, не плечо друга, а что-то внутреннее, свое. Мне всегда в подобных ситуациях помогала веселая песенка
шута из старого доброго советского мультфильма «Капризная принцесса»: «Тирли-ти-ти, тирли-ти-ти, ты с ним, сестрица, не шути, ему, тирли-тирлим-бам-бам, любой орешек по зубам…» – в исполнении замечательного Андрея Миронова.
Конечно, можно смириться с положением Зины в коллективе и выбрать более спокойную стратегию – стратегию компромисса. Но можно все-таки попробовать раскусить этот крепкий орешек.
Выбор за вами!

Зарегистрируйтесь сейчас и первыми читайте все самое актуальное и интересное на сайте Для вас:
  • экспертное мнение кандидатов и докторов наук
  • консультации юристов
  • советы бизнес-тренеров
  • подборки статей по интересующим вас темам