Журнал для фармацевтов и провизоров Выходит с 2000 г.

Уже посадку объявили на долгожданный самолет

№ 9 | (стр. 36)
-
Нравится
0
Уже посадку объявили на долгожданный самолет

Попасть из пункта А в пункт Б в настоящее время не составляет труда. Вариантов много, и перелеты занимают в списке способов перемещения не последнюю строчку.
Психологическое восприятие полетов у пассажиров разное и напрямую зависит от черт характера: тревожности, мнительности, возбудимости. Ощущение физического нездоровья, напротив, может преследовать любого человека и объясняться анатомическими особенностями организма.

Ирина Садовникова, кандидат медицинских наук, терапевт, врач высшей категории


Взлет и посадка. Что реагирует в организме человека прежде всего? Правильно, уши! Их закладывает, может снижаться слух, могут появиться болевые ощущения в ушах, даже начаться интенсивные головные боли. Почему? Ведь, когда вы садились в самолет, прекрасно себя чувствовали. Это что, внезапная болезнь?

Спешу успокоить: вы абсолютно здоровы. Все дело в анатомических особенностях  строения среднего уха. Дело в том, что ушей у человека целых три: наружное,среднее и внутреннее. И это с каждой стороны! Канал, соединяющий полость среднего уха (барабанную полость) с носоглоткой, называется «евстахиева труба» (или слуховая труба). Он был так назван в честь ученого Бартоломео Евстахии, впервые описавшего его строение. И именно на нем сосредоточим сегодня свое внимание.
Евстахиева труба имеет S-образную форму, ее длина 3–4 см, диаметр просвета не превышает 2 мм. На такой крохотный отрезок возложено выполнение значимых для организма человека функций:
1 Дренажная (транспортная) функция – удаление излишков слизи из оболочки барабанной перепонки в здоровом состоянии и удаление воспалительной жидкости при заболевании ушей в носоглотку.
Движение содержимого (мукоцилиарный транспорт) из барабанной полости осуществляется за счет согласованных колебаний ресничек слизистой оболочки со скоростью 1 мм в минуту.
2 Защитная функция осуществляется благодаря защитным свойствам слизистой оболочки и лимфоидной ткани в подслизистом слое. Очищение (мукоцилиарный клиренс) заключается в «склеивании» инородных тел (бактерий, вирусов, и т. д.) слизью из специальных желез (бокаловидные клетки) с последующим их удалением из слуховой трубы – транспортная функция.
3 Вентиляционная функция, или барофункция, – выравнивание давления по обе стороны барабанной перепонки. Для создания звука необходимо колебание перепонки. Вслед за колебаниями начинают движение слуховые косточки, передавая сигнал на внутреннее ухо. Но натяжение барабанной перепонки не должно быть избыточным. Иначе перепонка не сможет воспроизводить колебания. Необходимое натяжение создается только при равном давлении с обеих сторон барабанной перепонки: атмосферном снаружи и давлении внутри барабанной полости.
Вентиляционная функция евстахиевой трубы при перелетах подвергается серьезным нагрузкам. При взлете и дальнейшем наборе высоты атмосферное давление снижается. При этом остающееся высоким давление в барабанной полости вызывает выбухание барабанной перепонки, что ощущается в виде заложенности ушей. Организм самостоятельно компенсирует сложившуюся ситуацию, «сбрасывая» лишний воздух из барабанной полости в носоглотку. Давление в итоге выравнивается.
При снижении высоты и посадке ситуация обратная: атмосферное давление повышается, барабанная перепонка втягивается внутрь. Воздух из носоглотки начинает поступать через канал (евстахиева труба) в полость среднего уха, выравнивая давление по обе стороны барабанной перепонки.
При отсутствии изменений со стороны слуховой трубы в прошлом (отиты, евстахииты и т. д.) и хронических заболеваний ЛОР-органов, особенно в стадии обострения (ринит, гайморит, аденоиды, хронический тонзиллит), полет на самолете не доставляет особых неприятностей. В противном случае происходит сужение просвета евстахиевой трубы, склеивание ее стенок за счет воспалительного отека или воспалительного секрета, и механизм уравновешивания давления не срабатывает. Субъективно это воспринимается болевыми ощущениями в одном или обоих ушах, простреливающими сильнейшими головными болями. Новорожденные дети и груднички, помимо еще полностью не сформировавшихся механизмов адаптации, просто не могут выполнить вышеперечисленные рекомендации.
Поэтому важно в периоды взлета и посадки давать малышам питье или кормить грудью.

Если поездку отложить нельзя, достаточно запомнить и выполнять следующие нехитрые рекомендации:
1. Перед вылетом (примерно за 45 минут или как только сели в самолет) использовать любые сосудосуживающие капли в нос, чтобы предотвратить отек слизистой оболочки евстахиевой трубы, не допустив тем самым сужения ее просвета.
2. Во время взлета для выравнивания давления выполнить упражнение – прижать крылья носа к носовой перегородке и сглотнуть несколько раз слюну. Во время сглатывания в носоглотке давление становится отрицательным, что вытягивает лишний воздух из барабанной полости и снижает в ней давление.
3. Во время полета совершать глотательные движения (есть, сосать конфеты), зевать. Мышцы, участвующие в этих движениях, открывают отверстие евстахиевой трубы, выравнивая давление.
4. Примерно за 45 минут до посадки повторно использовать сосудосуживающие капли в нос.
5. При взлете и посадке можно использовать специальные беруши.


1. Большая медицинская энциклопедия. Болезни уха, горла, носа. 2012 г.
2. Святкина К.А., Белогорская Е.В., Кудрявцева Н.П. Детские болезни. М. 1980 г.
3. Туровский А.Б., Царапкин Г.Ю., Завгородний А.Э. Антибактериальная терапия острого среднего отита. РМЖ. 2017 г. №22.
4. Алимов А. И., Гладышев Е. А. Комплексный метод диагностики и лечения евстахиитов. Медицина и здравоохранение: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2017 г.). — Казань: Бук, 2017. — С. 38-41. — URL
Google+
ВКонтакте
comments powered by HyperComments

Похожие статьи

Зарегистрируйтесь сейчас и первыми читайте все самое актуальное и интересное на сайте Для вас:
  • экспертное мнение кандидатов и докторов наук
  • консультации юристов
  • советы бизнес-тренеров
  • подборки статей по интересующим вас темам