Журнал для фармацевтов и провизоров Выходит с 2000 г.

Путь к самостоятельности

№ 5 | (стр. 42)
-
Нравится
0
Путь к самостоятельности

Кто из родителей не мечтает, чтобы дети росли самостоятельными? И скольким кажется, что это недостижимо? Однако в наших силах изменить ситуацию.

Яна Перепечина

Вслед за природой

Изначально в детях заложено стремление к самостоятельности. Они хотят все делать сами. Но мы, родители, слишком часто не слышим классического детского «Я сам!» и настойчиво навязываем помощь. Даже самые чуткие и понимающие нет-нет да и воскликнут: «Пока ты будешь копаться, мы опоздаем!»

Разумеется, они правы. И бывает очень сложно удержаться от вмешательства. Однако высший родительский пилотаж как раз в том и состоит, чтобы уметь остановиться вовремя. Когда дети старательно и упорно борются с неловкостью и неумением, наша задача – не мешать. Ведь это драгоценные мгновения, результатом которых в итоге и станет желанная самостоятельность. Поэтому правила мудрых родителей такие:

• Не предлагайте помощь, если ее не просят. Не волнуйтесь, дети не решат, что вам все равно, а воспримут невмешательство как веру в них.

• Старайтесь создавать условия для проявлений самостоятельности (заложите дополнительное время на одевание, просите о помощи, «забывайте» сделать что-то сами и т. д.).

• Не отказывайте в помощи, если ребенок просит о ней. Но не делайте за него, а направляйте, подсказывайте.

• Вместо того чтобы предлагать готовые решения, учите думать, задавайте вопросы, помогая найти ответы самостоятельно. Это стимулирует развитие пытливости и уверенности в своих силах.

Мы в ответе

Неотъемлемая составляющая самостоятельности – ответственность. Хорошее слово, значение которого с ходу и не объяснишь. 

Говоря об ответственности, мы подразумеваем:

• способность принимать решение за себя и тех, кто от нас зависит;

• готовность держать слово;

• добровольное и искреннее стремление выполнять свою работу как можно лучше;

• понимание последствий наших действий и поступков.

И если мы хотим, чтобы наши дети умели все это, то придется приложить некоторые усилия. Не пугайтесь, ничего экстраординарного:

• Не отстраняйте младших членов семьи от взрослых дел. По мере их сил и возможностей привлекайте к своим занятиям. Да, мы знаем, что убирать или готовить без детей быстрее и проще. Но мы же хотим самостоятельных и ответственных детей? Значит, должны дать им возможность стать такими.

• Если пока не все получается, не ругайте, не торопите и (внимание!) не подшучивайте над неумелостью ребенка. Важно поддержать и вдохновить, а не отбить все желание.

• Доверяйте детям посильные дела и не берите их на себя. Ребенок должен знать, что, если не сделает он, задача останется невыполненной.

• Обязательно хвалите помощников, рассказывайте об их вкладе в общее дело родным и близким. Это прекрасная мотивация для дальнейших «подвигов».

• Задания усложняйте постепенно, но неуклонно. Дети хорошо понимают, когда их помощь ощутима и действительно нужна, а когда это видимость. Они хотят не игры в помощь, а реальных дел.

• Если ребенок не хочет или забыл сделать что-то (а чтобы воспитать настоящую ответственность, не стоит то и дело напоминать), дайте ему возможность пожать плоды безответственности (получить двойку за невыполненное домашнее задание, пойти на улицу не в любимой шапке, которую не отнес в стирку, а в старой, «малышовой» и т. д.).

• Воспитывайте в детях осознание того, что они живут среди людей, интересы и права которых нужно уважать (мы же хотим этого по отношению к себе?). Если ребенок бегает по детской площадке, можно сказать: «Не упади!», а можно: «Осторожно, так ты кого-нибудь заденешь». Мелочь, но какое разное воздействие постепенно оказывают эти похожие предостережения.


Дети хотят все делать сами. Но мы, родители, слишком часто не слышим классического детского «Я сам!» и настойчиво навязываем помощь.


_Nashe_vse-1.jpg

Ошибки резидентов

Кажется, все предельно просто и легко выполнимо? Очень хорошо. Но при внимательном рассмотрении оказывается, что мы, взрослые, нередко ошибаемся, стараясь воспитать в наших детях самостоятельность и ответственность. Что же мы делаем не так?

• Чаще критикуем, а не хвалим и ободряем.

• Поручаем слишком сложные или совсем уж простые дела.

• Забываем, что монотонность и однообразие – страшный враг для малышей.

• Расплывчато формулируем задания (типа «уберите там» или «помогите мне»).

И самое главное – мы почему-то считаем, что дети сознательно хотят огорчить нас своими непослушанием и неумелостью. А ведь это не так. Они очень хотят быть хорошими и стараются как могут. Наша задача – не отбить это стремление к самостоятельности. 

_Nashe_vse.jpg


Зарегистрируйтесь сейчас и первыми читайте все самое актуальное и интересное на сайте Для вас:
  • экспертное мнение кандидатов и докторов наук
  • консультации юристов
  • советы бизнес-тренеров
  • подборки статей по интересующим вас темам