- экспертное мнение кандидатов и докторов наук
- консультации юристов
- советы бизнес-тренеров
- подборки статей по интересующим вас темам
Путь к самостоятельности

Кто из родителей не мечтает, чтобы дети росли самостоятельными? И скольким кажется, что это недостижимо? Однако в наших силах изменить ситуацию.
Яна Перепечина
Вслед за природой
Изначально в детях заложено стремление к самостоятельности. Они хотят все делать сами. Но мы, родители, слишком часто не слышим классического детского «Я сам!» и настойчиво навязываем помощь. Даже самые чуткие и понимающие нет-нет да и воскликнут: «Пока ты будешь копаться, мы опоздаем!»
Разумеется, они правы. И бывает очень сложно удержаться от вмешательства. Однако высший родительский пилотаж как раз в том и состоит, чтобы уметь остановиться вовремя. Когда дети старательно и упорно борются с неловкостью и неумением, наша задача – не мешать. Ведь это драгоценные мгновения, результатом которых в итоге и станет желанная самостоятельность. Поэтому правила мудрых родителей такие:
• Не предлагайте помощь, если ее не просят. Не волнуйтесь, дети не решат, что вам все равно, а воспримут невмешательство как веру в них.
• Старайтесь создавать условия для проявлений самостоятельности (заложите дополнительное время на одевание, просите о помощи, «забывайте» сделать что-то сами и т. д.).
• Не отказывайте в помощи, если ребенок просит о ней. Но не делайте за него, а направляйте, подсказывайте.
• Вместо того чтобы предлагать готовые решения, учите думать, задавайте вопросы, помогая найти ответы самостоятельно. Это стимулирует развитие пытливости и уверенности в своих силах.
Мы в ответе
Неотъемлемая составляющая самостоятельности – ответственность. Хорошее слово, значение которого с ходу и не объяснишь.
Говоря об ответственности, мы подразумеваем:
• способность принимать решение за себя и тех, кто от нас зависит;
• готовность держать слово;
• добровольное и искреннее стремление выполнять свою работу как можно лучше;
• понимание последствий наших действий и поступков.
И если мы хотим, чтобы наши дети умели все это, то придется приложить некоторые усилия. Не пугайтесь, ничего экстраординарного:
• Не отстраняйте младших членов семьи от взрослых дел. По мере их сил и возможностей привлекайте к своим занятиям. Да, мы знаем, что убирать или готовить без детей быстрее и проще. Но мы же хотим самостоятельных и ответственных детей? Значит, должны дать им возможность стать такими.
• Если пока не все получается, не ругайте, не торопите и (внимание!) не подшучивайте над неумелостью ребенка. Важно поддержать и вдохновить, а не отбить все желание.
• Доверяйте детям посильные дела и не берите их на себя. Ребенок должен знать, что, если не сделает он, задача останется невыполненной.
• Обязательно хвалите помощников, рассказывайте об их вкладе в общее дело родным и близким. Это прекрасная мотивация для дальнейших «подвигов».
• Задания усложняйте постепенно, но неуклонно. Дети хорошо понимают, когда их помощь ощутима и действительно нужна, а когда это видимость. Они хотят не игры в помощь, а реальных дел.
• Если ребенок не хочет или забыл сделать что-то (а чтобы воспитать настоящую ответственность, не стоит то и дело напоминать), дайте ему возможность пожать плоды безответственности (получить двойку за невыполненное домашнее задание, пойти на улицу не в любимой шапке, которую не отнес в стирку, а в старой, «малышовой» и т. д.).
• Воспитывайте в детях осознание того, что они живут среди людей, интересы и права которых нужно уважать (мы же хотим этого по отношению к себе?). Если ребенок бегает по детской площадке, можно сказать: «Не упади!», а можно: «Осторожно, так ты кого-нибудь заденешь». Мелочь, но какое разное воздействие постепенно оказывают эти похожие предостережения.
Дети хотят все делать сами. Но мы, родители, слишком часто не слышим классического детского «Я сам!» и настойчиво навязываем помощь.
Ошибки резидентов
Кажется, все предельно просто и легко выполнимо? Очень хорошо. Но при внимательном рассмотрении оказывается, что мы, взрослые, нередко ошибаемся, стараясь воспитать в наших детях самостоятельность и ответственность. Что же мы делаем не так?
• Чаще критикуем, а не хвалим и ободряем.
• Поручаем слишком сложные или совсем уж простые дела.
• Забываем, что монотонность и однообразие – страшный враг для малышей.
• Расплывчато формулируем задания (типа «уберите там» или «помогите мне»).
И самое главное – мы почему-то считаем, что дети сознательно хотят огорчить нас своими непослушанием и неумелостью. А ведь это не так. Они очень хотят быть хорошими и стараются как могут. Наша задача – не отбить это стремление к самостоятельности.