Журнал для фармацевтов и провизоров Выходит с 2000 г.

По заданию Президента

№ 6-7 | (стр. 12)
-
Нравится
0
По заданию Президента
Владимир Путин поручил правительству совместно с властями регионов рассмотреть вопрос о целесообразности создания государственных (муниципальных) аптек и разработать механизмы их поддержки в целях обеспечения доступности лекарств, в том числе недорогих препаратов и сильных обезболивающих средств.
Анатолий Новиков

Эксперты фармрынка отмечают, что эта проблема действительно актуальна. В середине 2000-х процесс приватизации муниципальных аптек приобрел массовый характер, поскольку региональные власти начали активно избавляться от непрофильных, малоприбыльных и сложных активов.

  
ВНЕ КОНКУРЕНЦИИ
За 10 лет в России доля аптек, находящихся в государственной или муниципальной собственности, сократилась с 40% до 25%. Например, в Челябинской области таких аптек не осталось совсем, в Подмосковье муниципальные аптеки были объединены в унитарное предприятие, которое после реорганизации
также продали коммерческой сети. 
Лишь в Москве ГУП «Столичные аптеки» по количеству торговых точек является одной из крупнейших сетей города. И, пожалуй, это предприятие можно назвать единственным серьезным успешным примером неприватизированной аптечной сети.
Тем не менее, российская фармотрасль осталась одной из немногих, где еще сохранились государственные или муниципальные предприятия. Однако конкурировать с сетевыми аптеками им невозможно: они несут приличную социальную нагрузку, которая негативно сказывается на финансовом положении.

  
ПОВЕРНУТЬ РЕКИ
В ситуации быстрого роста цен на лекарства президент предложил обратить процесс акционирования вспять и увеличить количество аптек с государственным и муниципальным участием, в которых можно было бы в административном порядке жестко контролировать цены на медикаменты. Редактор портала Pharm-MedExpert.Ru Иван Данилов замечает: «У экспертов с самого начала возникли опасения, что массовая приватизация аптек может привести к значительному ухудшению физической доступности лекарственной помощи. Сегодня к этой проблеме добавился и неконтролируемый рост цен на лекарства: только в январе сразу на 11%. Видимо, теперь инициаторам приватизации таких крупных муниципальных сетей, как Нижегородская, Тюменская или Смоленская фармация, при-
дется пересмотреть свои решения».
По мнению специалистов, социальная ориентированность муниципальных аптек делает их малодоходными, а в ряде случаев убыточными. Основные направления социальной деятельности таких аптек, как правило, неприбыльны. Речь идет о выдаче лекарств по льготным рецептам, отпуске сильнодействующих и психотропных препаратов, изготовлении медикаментов. 
Все эти виды деятельности из-за низкой рентабельности малопривлекательны для коммерческих аптек и потому совершенно непопулярны.
К примеру, обеспечение торговли наркотическими, сильнодействующими и ядовитыми препаратами требует приличных затрат на лицензию, охрану, персонал и спецпомещения. Глава «Аптечной гильдии» Елена Неволина отмечает: «Финансовые затраты на получение лицензии на оборот наркотических средств и психотропных веществ составляют от 200 до 600 тыс. руб. Порядка 150 тыс. руб. уходит на ежемесячное обслуживание. Такие траты не идут ни в какое сравнение с размером прибыли, которую получает аптека». Неудивительно, что частные аптеки такой деятельности не ведут. Также непросто найти коммерческую аптеку, которая занималась бы производством лекарственных форм, хотя тут никаких законодательных ограничений нет. При этом более 90% лекарств, которые сегодня производят аптеки, не выпускаются в заводских условиях.

  
РЕЦЕПТ ВЫЖИВАНИЯ
Директор Национальной дистрибьюторской компании Настасья Иванова говорит, что муниципальные аптеки нужно поддерживать: «Необходимо снижать
налоговую нагрузку, особенно сейчас, когда происходит девальвация рубля и растут цены не только на импортные, но и на отечественные лекарства.
Также муниципальным аптекам нужно предоставлять дополнительную финансовую поддержку за счет бюджетов муниципальных образований.
Эти меры помогут повысить конкурентоспособность муниципальных предприятий и помогут им выжить».
Эксперт отмечает, что региональным властям, в отличие от Москвы, как правило, тяжело содержать крупную и низкорентабельную сеть аптечных предприятий.
«Речь идет не о зарабатывании денег, а о реализации социального проекта. Известно, что только муниципальные предприятия занимаются открытием новых
аптечных пунктов в отдаленных городских и сельских районах, где предпринимателю работать невыгодно, – рассуждает Настасья Иванова. – Однако в глобальном смысле расширение сети госаптек не решит проблему высоких цен на медикаменты».

  
НЕ НАША СХЕМА
В свете решения президента у нас не получит развития европейская схема, где рынок состоит только из частных конкурирующих аптечных сетей. В первую очередь – из-за совершенно иной системы организации лекарственного страхования. Таким образом, государственные и муниципальные аптеки останутся важной частью отечественной системы лекарственного обеспечения.


Google+
ВКонтакте
comments powered by HyperComments

Похожие статьи

Зарегистрируйтесь сейчас и первыми читайте все самое актуальное и интересное на сайте Для вас:
  • экспертное мнение кандидатов и докторов наук
  • консультации юристов
  • советы бизнес-тренеров
  • подборки статей по интересующим вас темам