Журнал для фармацевтов и провизоров Выходит с 2000 г.

Первый лауреат

№ 6-7 | (стр. 26)
-
Нравится
0
Первый лауреат

В 1901 году в Стокгольме впервые прошла церемония вручения Нобелевской премии. Начало XX века стало золотой эрой бактериологии: Пастер, Кох, Мечников, Ру, Йерсен, Эрлих и Леффлер уже прижизненно считались классиками. Но первая Нобелевская премия была присуждена Эмилю Адольфу фон Берингу, благодаря трудам
которого человечество научилось лечить смертельно опасную болезнь, уносящую тысячи детей.

М. Сайфуллин, к.м.н., врач-инфекционист, инфекционная клиническая больница № 1
Н. Зверева, к.м.н., доцент кафедры инфекционных болезней у детей РНМУ имени Н.И. Пирогова


БЕРЛИН, ДОРОТЕЕШТРАССЕ
В лужах играли первые весенние лучи, дети бежали по булыжной мостовой, на Александрплац уже кипела жизнь, стрелки часов на церкви Святой Марии который век минута в минуту отбивали время, словно соревнуясь в точности с часами на красной ратуше, примкнувшей к ней 20 лет назад. Отсюда до пятиэтажного здания на Доротеештрассе недалеко, можно пройтись и по набережной. Вода холодная, мутная, но и в ней уже отражается весна. Именно этой дорогой шел Эмиль Адольф Беринг.
У него много общего со своим учителем – Робертом Кохом: оба родились в семьях среднего достатка, с детства интересовались природой, оба служили в армии. Для Беринга эта служба была единственным шансом войти в лоно медицины: денег на обучение в медицинском университете не хватало, но Германия стала единой, и в армии нужны были доктора. И взамен бесплатного обучения пришлось 10 лет прослужить врачом в кавалерийском полку. А теперь началось самое интересное: работа с микробами. Сюда, на Доротеештрассе, едут врачи со всей Европы, чтобы перенять опыт. Так что работать здесь – мечта любого бактериолога.
Нужно раскрыть тайну дифтерийного микроба. Самый главный вопрос: почему дифтерией не болеют второй раз, хотя микроб может сохраняться и не терять свои заразные свойства? Стало быть, дело не в самой бактерии, а в некой субстанции, выделяющейся и отравляющей организм.
И если человеку удается с ней справиться, то он приобретает защиту. А каким образом можно ее обнаружить? А если взять сыворотку переболевшего и влить ее больному? Эврика!

  БЕРЛИН, КЛИНИКА «ШАРИТЕ»
Город озаряется рождественскими огнями. Родители покупают сладости и украшают рождественские елки детям, ожидающим подарков от Сант-Николауса.
Но в детское отделение клиники радость не заглянула. Большая палата. Тусклый свет. Запавшие глаза матерей. И ни на что не похожий приторно-сладкий запах. Именно так пахнет от больного дифтерией. Дети здесь почти не плачут: гортань медленно сдавливается пленками, голос исчезает, остается шумное дыхание со сладким запахом.
В рождественский сочельник 1890 года Беринг с коллегой из далекой Японии Сибасабуро Китасато вводят больным детям первую противодифтерийную сыворотку. А дальше – дни напряженного ожидания. И вот уже становятся слышны детские голоса – и нет ничего в жизни радостнее, чем слышать эту песню жизни. К сожалению, не всем помогла сыворотка. Почему? Помощь пришла поздно? А может, недостаточной была доза? Не унывать, работать, работать...

  МАРБУРГ, ЭЛЬСЕНХОХ
Третий год войны, и она сделала свое дело: Эмиль Ру живет во Франции, сердце Ильи Мечникова не выдержало потрясений. Разлука с друзьями отнимает у Беринга много сил. А что позади? Триумфальный 1901 год. Эмиль Адольф был удостоен премии «за работу по сывороточной терапии и ее применение при лечении дифтерии, что открыло новые пути в медицинской науке и дало в руки врачей победоносное оружие против болезни и смерти».
В том же году к имени прибавилась добавка «фон» – и заодно Железный Крест.
С учителем Кохом взгляды разошлись, но здесь, в Марбурге, к первому германскому университету примкнул институт экспериментальной терапии, основанный и руководимый Берингом. А когда началась война, опыт борьбы с дифтерией помог создать противостолбнячную сыворотку и спасти уже тысячи солдат.
А еще – шестеро детей, и старшие уже идут по стопам, изучая медицину. И та бессонная ночь на рождество в клинике «Шарите»…
Эмиль Адольф фон Беринг заболел в 1916 году и умер от пневмонии 31 марта 1917 года, устав бороться за жизнь. Его тело покоится в мавзолее. Его именем назван кратер на Луне, премия его имени присуждается в Марбургском университете, а институт, основанный им, дал жизнь двум большим немецким компаниям, названным в его честь.


Дифтерия («ужас матерей», «петля палача», «чумная язва глотки») – острое инфекционное заболевание, вызываемое бактерией Corynebacterium diphtheriae. Заболевание передается исключительно от человека человеку. Болезнь развивается стремительно, сопровождаясь появлением плотных пленок в месте воспаления, а также токсическим поражением нервной системы, сердца, почек и надпочечников.
Смертность до открытия противодифтерийной сыворотки достигала 30–50 %, и смерть была мучительной: либо в течение 2–3 суток развивался инфекционно-токсический шок, либо за несколько дней развивалось удушье из-за закрытия пленками просвета дыхательных путей.
Если человек не умирал в первые 5 дней, то в последующем ему грозили острый миокардит и полинейропатия, также приводящие к смерти в более отдаленные сроки. Чаще всего умирали дети, так как для ребенка с его маленьким весом доза токсина оказывалась фатальной. Иногда дифтерия выкашивала всех детей, живущих в одной деревне, оставляя только взрослое население. Во время эпидемий выживали люди, переносившие дифтерию в легкой и стертой форме, и в последующем они не болели.
В настоящее время на территории развитых стран дифтерия встречается в единичных случаях из-за широкого внедрения вакцинации, однако периодически в мире возникают вспышки заболевания, и последняя случилась в конце 2017 года в Йемене. В этой связи всегда есть угроза развития эпидемии при попадании больного или носителя микроба в группу неиммунных лиц. В России вакцина против дифтерии входит в Национальный календарь и вводится детям уже с трехмесячного возраста. Массовый отказ от прививок в конце 80-х годов прошлого века в СССР привел к вспышке дифтерии в середине 1990-х, когда инфекционные реанимации были переполнены умирающими. Эпидемия была погашена только после проведения активной вакцинальной кампании, охватившей более 80 % жителей России.
К сожалению, в последние годы вновь увеличилось количество отказников, что может рано ли поздно привести к новой эпидемии.

Зарегистрируйтесь сейчас и первыми читайте все самое актуальное и интересное на сайте Для вас:
  • экспертное мнение кандидатов и докторов наук
  • консультации юристов
  • советы бизнес-тренеров
  • подборки статей по интересующим вас темам