- экспертное мнение кандидатов и докторов наук
- консультации юристов
- советы бизнес-тренеров
- подборки статей по интересующим вас темам
Из пеленок за планшет
01.08.2017 № 8 | (стр. 46)
-
Нравится
0
Виртуальная реальность для многих давно уже стала частью реальности обычной. И нынешних родителей не удивляет, что любимые игрушки их отпрысков – вовсе не куклы и машинки, а мобильники и планшеты. Как к этому относиться?
Елена Быстрова
Нравится нам это или нет, но электронные гаджеты стали неотъемлемой частью жизни. Бороться бессмысленно. Ведь психологи убеждены: мы сами делаем вещи либо полезными, либо вредными.
ВОССТАНИЕ ЛЮДЕЙ
Самое серьезное обвинение, предъявляемое электронному гаджету: он вызывает тяжелую зависимость сродни алкогольной или наркотической. Часто зависимыми становятся даже 8–9-летние юзеры.
Но не спешите пугаться. Марина Богомолова, детский и семейный психолог, считает, что опасности легко избежать, если:
• не превышать «дозу», то есть допустимый лимит времени, которое ребенок проводит за компьютером (он зависит от возраста: в 3–5 лет это по 15 минут пару раз в день, школьнику хватит 40 минут). Оставлять ребенка часами наедине с гаджетом недопустимо;
• предоставить увлекательную альтернативу: спорт, кружки, прогулки, кино и театр, общение с родителями, друзьями, домашними питомцами. А лучше все перечисленное вместе. Тогда компьютер не сможет стать единственным «светом в окошке»;
• бережно хранить хорошие отношения в семье, проводить время вместе с удовольствием, а не из-под палки. Недавние исследования показали, что компьютерную зависимость (как и любую другую, кстати) формируют не столько личные характеристики ребенка, сколько дисгармоничные отношения в семье и школе. Недаром зачастую удается излечить детей, всего лишь улучшив взаимоотношения в семье.
Вот, собственно, и все секреты.
ОБРАТНЫЙ ЭФФЕКТ
Максим Прохоров, ассистент кафедры педагогики и медицинской психологии Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, говорит, что зачастую родители сами формируют у детей компьютерную зависимость. Например, тем, что:
• категорически запрещают подходить к компьютеру. Запретный плод, как известно, сладок. К тому же сегодня изоляция ребенка от электронной техники неизбежно делает его изгоем среди сверстников. Не говоря уже о том, что подобные запреты – фарисейство, ведь родители сами не отлипают от экранов;
• делают из компьютера «эмоциональную соску», то есть инструмент поощрения или наказания. Ребенок плохо себя ведет – ему отрубают интернет, хорошо
– награждают лишним часом для игр. Подобный подход повышает эмоциональную значимость такого досуга, формируя тем самым основу для зависимости.
Наоборот, лучше с младых ногтей открывать своим отпрыскам компьютерную реальность как часть окружающего мира (при этом тщательно выбирая сами игры – например, отбраковывая слишком агрессивные). Американцы советуют начинать знакомство с компьютером после двух лет, отечественные психологи более осторожны – они рекомендуют возраст 3–5 лет.
ЗОНА, СВОБОДНАЯ ОТ ГАДЖЕТОВ
Обязанность родителей – стать наставниками своего ребенка. Современная жизнь такова, что обязательно нужно обучать детей и правильному взаимодействию с виртуальной реальностью.
Конечно, старые добрые игрушки (конструктор, куклы, мячик), а также традиционные занятия (лепка и рисование, вышивание, выжигание) должны присутствовать в жизни вашего вундеркинда. Ведь развитие мелкой моторики в раннем возрасте очень важно. Но наряду с этим компьютер тоже заслуживает своего места.
Кстати, одна из ключевых задач – научить маленького геймера вовремя остановить игру и переключиться на другую деятельность.
Также в доме обязательно должны быть «медиафри-зоны», то есть места, где телевизор и компьютер «вне закона». Игры в постели, за обеденным столом или на улице должны попасть под строгий запрет. Если взрослым удалось этого добиться, никакая компьютерная зависимость их наследникам не грозит.
УМНЫЙ ПОМОЩНИК
Если подходить к гаджетам с умом, вреда они не причинят. Наоборот, из них можно будет извлечь много пользы. Ведь информационные технологии – это обширное поле для взаимодействия поколений. Есть множество примеров, когда именно компьютер помогал старшему восстановить контакт с младшим, открывал у малыша новые интересы, способствовал обретению им какого-то необходимого для жизни навыка. Часто именно цифровые технологии гораздо быстрее и проще обучают детей собирать конструктор, строить из кубиков, читать, считать и даже решать задачи на логику.
Нравится нам это или нет, но электронные гаджеты стали неотъемлемой частью жизни. Бороться бессмысленно. Ведь психологи убеждены: мы сами делаем вещи либо полезными, либо вредными.
ВОССТАНИЕ ЛЮДЕЙ
Самое серьезное обвинение, предъявляемое электронному гаджету: он вызывает тяжелую зависимость сродни алкогольной или наркотической. Часто зависимыми становятся даже 8–9-летние юзеры.
Но не спешите пугаться. Марина Богомолова, детский и семейный психолог, считает, что опасности легко избежать, если:
• не превышать «дозу», то есть допустимый лимит времени, которое ребенок проводит за компьютером (он зависит от возраста: в 3–5 лет это по 15 минут пару раз в день, школьнику хватит 40 минут). Оставлять ребенка часами наедине с гаджетом недопустимо;
• предоставить увлекательную альтернативу: спорт, кружки, прогулки, кино и театр, общение с родителями, друзьями, домашними питомцами. А лучше все перечисленное вместе. Тогда компьютер не сможет стать единственным «светом в окошке»;
• бережно хранить хорошие отношения в семье, проводить время вместе с удовольствием, а не из-под палки. Недавние исследования показали, что компьютерную зависимость (как и любую другую, кстати) формируют не столько личные характеристики ребенка, сколько дисгармоничные отношения в семье и школе. Недаром зачастую удается излечить детей, всего лишь улучшив взаимоотношения в семье.
Вот, собственно, и все секреты.
ОБРАТНЫЙ ЭФФЕКТ
Максим Прохоров, ассистент кафедры педагогики и медицинской психологии Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, говорит, что зачастую родители сами формируют у детей компьютерную зависимость. Например, тем, что:
• категорически запрещают подходить к компьютеру. Запретный плод, как известно, сладок. К тому же сегодня изоляция ребенка от электронной техники неизбежно делает его изгоем среди сверстников. Не говоря уже о том, что подобные запреты – фарисейство, ведь родители сами не отлипают от экранов;
• делают из компьютера «эмоциональную соску», то есть инструмент поощрения или наказания. Ребенок плохо себя ведет – ему отрубают интернет, хорошо
– награждают лишним часом для игр. Подобный подход повышает эмоциональную значимость такого досуга, формируя тем самым основу для зависимости.
Наоборот, лучше с младых ногтей открывать своим отпрыскам компьютерную реальность как часть окружающего мира (при этом тщательно выбирая сами игры – например, отбраковывая слишком агрессивные). Американцы советуют начинать знакомство с компьютером после двух лет, отечественные психологи более осторожны – они рекомендуют возраст 3–5 лет.
ЗОНА, СВОБОДНАЯ ОТ ГАДЖЕТОВ
Обязанность родителей – стать наставниками своего ребенка. Современная жизнь такова, что обязательно нужно обучать детей и правильному взаимодействию с виртуальной реальностью.
Конечно, старые добрые игрушки (конструктор, куклы, мячик), а также традиционные занятия (лепка и рисование, вышивание, выжигание) должны присутствовать в жизни вашего вундеркинда. Ведь развитие мелкой моторики в раннем возрасте очень важно. Но наряду с этим компьютер тоже заслуживает своего места.
Кстати, одна из ключевых задач – научить маленького геймера вовремя остановить игру и переключиться на другую деятельность.
Также в доме обязательно должны быть «медиафри-зоны», то есть места, где телевизор и компьютер «вне закона». Игры в постели, за обеденным столом или на улице должны попасть под строгий запрет. Если взрослым удалось этого добиться, никакая компьютерная зависимость их наследникам не грозит.
УМНЫЙ ПОМОЩНИК
Если подходить к гаджетам с умом, вреда они не причинят. Наоборот, из них можно будет извлечь много пользы. Ведь информационные технологии – это обширное поле для взаимодействия поколений. Есть множество примеров, когда именно компьютер помогал старшему восстановить контакт с младшим, открывал у малыша новые интересы, способствовал обретению им какого-то необходимого для жизни навыка. Часто именно цифровые технологии гораздо быстрее и проще обучают детей собирать конструктор, строить из кубиков, читать, считать и даже решать задачи на логику.
Похожие статьи
Предыдущая статья номера:
Следующая статья номера:
Жизнь
Опытным путем
Опытным путем
-
-
Жизнь
Свободу носикам!
Свободу носикам!
-
-