Журнал для фармацевтов и провизоров Выходит с 2000 г.

Скажи: «Рыба!» – «Селедка!»

№ 9 | (стр. 76)
-
Нравится
0
Скажи: «Рыба!» – «Селедка!»
Малыш, не выговаривающий звук «р», – не редкость. Редкость, когда это его единственная проблема. Согласно статистике, у каждого пятого дошкольника есть нарушения психоречевого развития. К концу 1-го класса таких уже две трети: учеба – серьезный стресс, с которым сложно справляться детской нервной системе.
Ольга Ковалевская, дефектолог, логопед высшей категории

Термин «дислалия» (то есть нарушение звукопроизношения) используется специалистами все реже: считается, что к 4–5 годам пройдет или само, или благодаря вмешательству логопеда. Но проблема, к сожалению, обычно сопровождается диагнозами посерьезнее.
  КОГДА НАЧИНАТЬ БЕСПОКОИТЬСЯ?
В 4 года и старше:
• затрудняется сгруппировать предметы по общему признаку (овощи, фрукты и т. д.);
• затрудняется заменить слова синонимами (собака – пес);
• не может рассказать о происходящих событиях;
• искажает слоговую структуру слов: например, вместо «ве-ло-си-пед» произносит «ве-ло-пед»;
• нарушено звукопроизношение.
До 3 лет:
• ребенок не строит предложения, в речи не появляются глаголы;
• когда он говорит, кончик языка высовывается между зубами;
• звуки произносятся с «хлюпаньем», имеют носовой оттенок.
Все вышеперечисленное – повод обратиться к специалисту. Исправлять логопедические проблемы легче всего, пока ребенок маленький, – года в четыре.

РАЗБИРАЕМСЯ С АББРЕВИАТУРАМИ
ЗРР (задержка речевого развития) – ребенок поздно заговорил (первые слова появляются в 3–4 года, а то и в 5 лет). Понимая речь окружающих, малыш не может сам правильно выразить свои мысли. Говорит невнятно.
ФФН (фонетико-фонематическое нарушение) – ребенок не только имеет дефекты звукопроизношения, но и не дифференцирует звуки на слух. Глухие и звонкие, твердые и мягкие, свистящие и шипящие: «б» – «п», «ба» – «бя», «с» – «ш».
ОНР – общее недоразвитие речи. Все компоненты речи не соответствуют возрастной норме: звукопроизношение, словарный запас, грамматическое оформление. Кроме того, страдают внимание и память.
СДВГ – синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Ребенок слишком активен, испытывает проблемы с усидчивостью.
ЗПРР (задержка психоречевого развития) – диагноз, который ставят детям старше 5 лет.
ММД (минимальная мозговая дисфункция) – при нормальном интеллекте затруднения с речью, памятью, письмом. У ребенка проблемы с обучением или поведением,
расстройство внимания с признаками незрелости тех или иных психических процессов.
Важно, что любой из этих диагнозов может поставить только специалист. Причем полное обследование у логопеда занимает не менее полутора часов: быстрее весь комплекс проблем не выявить и индивидуальный план занятий не составить.

Занимаемся дома
Звуки речи формируются благодаря работе многочисленных мышц: жевательных, глотательных, мимических. И мышцы эти надо тренировать, в чем
поможет артикуляционная гимнастика.
 «Кролик». Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.
 «Пятачок». Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу.
 «Рыбки разговаривают». Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук).
 «Тянем-потянем». Сжать большим и указательными пальцами одной руки верхнюю губу за носогубную складку. Двумя пальцами другой руки – нижнюю губу. И растягивать их вверх-вниз.
 «Сытый хомячок». Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.
 «Жало». Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.
 «Горка». Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.
 «Трубочка». Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.
 «Грибок». Рот открыт. Язык присосать к небу.
 «Часики». Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.
 «Змейка». Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать вглубь рта.
 «Качели». Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку.
 «Лошадка». Присосать язык к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязыч-
ную связку.
 «Акулы». Раз – челюсть опускается. Два – двигается вправо. Три – опущена на место. Четыре – челюсть двигается влево. Пять – опущена. Шесть –
выдвигается вперед. Семь – подбородок в обычном удобном положении, губы сомкнуты.
 «Обезьяна». Челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку.
 «Силач». Рот открыт. Представить, что на подбородке подвешен груз, который надо поднять вверх, поднимая при этом подбородок и напрягая мускулы
под ним. Постепенно закрыть рот. Расслабиться.

1. Проводить гимнастику нужно ежедневно: 3–4 раза в день по 3–5 минут. Положение – сидя (спина прямая, руки и ноги – в спокойном положении, тело не напряжено). Не предлагайте дошкольнику более 2–3 упражнений за раз.
2. Каждое упражнение выполняется по 5–7 раз.
3. Статические упражнения выполняем по 10–15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
4. Соблюдайте принцип «от простых упражнений к более сложным».
Google+
ВКонтакте
comments powered by HyperComments

Похожие статьи

Зарегистрируйтесь сейчас и первыми читайте все самое актуальное и интересное на сайте Для вас:
  • экспертное мнение кандидатов и докторов наук
  • консультации юристов
  • советы бизнес-тренеров
  • подборки статей по интересующим вас темам